Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«… если в отношениях между любящими что-то случается, то они всегда спешат обвинить друг друга. Если что-то происходит не так, как хотелось бы, то ответственность за это всегда сваливается на другого. Это губит саму возможность будущего развития отношений»
Шри Раджниш
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск)

(от 6 января 2003 года )

Я пишу этот выпуск как своего рода ответ на вопрос одной из моих клиенток:"Как Вы относитесь к образу Деда Мороза, что Вы говорите о нем своим детям?" Тогда, отвечая на этот вопрос, я сказал что-то довольно традиционное и не очень вразумительное в известной "логике" - "с одной стороны..., с другой стороны...". Теперь мне хотелось бы ответить на этот вопрос более основательно и серьезно (в том числе и для себя самого).

--------------------------------------------------

Кто из нас не знает этой замечательной сказочной пары? Каждый год в канун Нового года Дед Мороз и Снегурочка появляются для того, чтобы звжечь огни праздничной елки, одарить детей и взрослых своими подарками.

Но кто из нас знает, что образ этой сказочной пары, существующей казалось бы испокон веков, возник во второй половине 30-х годов прошлого века в СССР, в стране победившего социализма? Ни в одной стране мира нет такой новогодней пары.

Зададимся вопросом: зачем появились в нашем обиходе эти образы, что они означают и, следовательно, что получаем мы и наши дети посредством этих мифических персонажей, вместе и наряду с приносимыми ими подарками?

Идеология советской власти была, как известно, атеистической и христоборческой. Празднование Рождества Христова было с ней явно несовместимо. Создавались новые праздники и ритуалы, призванные вытеснить и заменить старые. Новый год как такой государственный праздник был призван заменить Рождество.

Подобно идеологам Третьего Рейха, искавшим "корни" своей идеологии у викингов и арийцев, наши политтехнологи того времени также обратились к "народным истокам", к дохристианской, языческой Руси. Нашими нордическими персонажами стали Дед Мороз и Снегурочка. Они вовсе не боги и даже не герои славянской языческой мифологии, они лишь простые (из народа) персонажи народного фольклора. Однако, в привычном для нас виде и смысловом наполнении вы не найдете их ни у В.Даля, ни у Н.А.Римского-Корсакова, ни у А.Н.Островского. Таким образом, перед нами явный советский образный "новояз". Каков же его смысл?

Непременный контекст сказочных образов Деда Мороза и Снегурочки - это контекст чуда. Пожалуй более чем кто-либо они заполняют нишу религиозных (нуминозных, как сказал бы К.Юнг) чувств ребенка в атеистическом обществе. Они посланцы другого (не социального), чудесного мира. Они могут исполнить любые, самые сокровенные желания. Они приносят не только подарки, но и особое ощущение заботы и доброты, особую атмосферу внимания и любви, адресованной тебе лично. Вместе с тем эти образы нагружены отчетливым педагогическим смыслом: чтобы получить подарки от Деда Мороза и Снегурочки, нужно слушаться папу и маму, вести себя хорошо, не капризничать, быть всегда в хорошем настроении и т.п. и т.д. Более того, сами отношения между Дедом Морозом и Снегурочкой также моделировали идеальный педагогический образ послушания, преданности, помощи со стороны младших. Снегурочка - образцово-показательная внучка.

Образы Деда Мороза и Снегурочки связаны не только с чудом, но и с верой в это чудо. В одной телепередаче один из новогодних Дедов Морозов совершенно верно подмечает: все дети делятся на две группы - на тех, кто верит в существование Деда Мороза и тех, кто думает, что не верит в его существование. Образ всегда связан с верой: если он существует для меня, то я в него верю.

Если Рождественские праздники дополняли отношение "родители - дети" посредником в образе Иисуса, то советский праздник встречи Нового года делал таким предметом веры, таким всевидящим и всемогущим посредником Деда Мороза. Этот посредник появлялся правда лишь один раз в год, однако его появление было срежессировано и обставлено так, что образ Деда Мороза легко интроецировался, проникал в детское бессознательное и прочно обосновывался там. Как надзирающая и контролирующая инстанция он мог актуально осознаваться ребенком лишь в предпразничные и празничные дни, однако его неосознаваемые воздействия становились постоянными. Дедушка Мороз в этом своем качестве постоянно действующего элемента "сверх-Я" мог затем (в пионерско-комсомольские годы) с легкостью передать эстафету образу "дедушки Ленина" с его "все лучшее - детям", который, в свою очередь, рыхлил почву индивидуального бессознательного для образа здравствующего генсека.

Проф.А.Менегетти так пишет о волшебника, образ которого адресован детям (и хотя его слова относятся к Волшебнику из страны Оз, они могут быть с полным правом отнесены и к образу Деда Мороза): "Если на место этого волшебника мы поставим великого президента, великого императора, великую полицию..., то есть всю прослойку, образующую верхушку... традиционной системы, в которой все мы выросли, то мы обнаружим аллегорию. Перед великой властью системы, которая понимает все, я, маленький человек, ничто."

Образ Снегурочки тоже функционально нагружен. Если в фольклорно-мифологическом образном ряду она - дочь Деда Мороза и Весны, получающая в конце концов от своей матери дар любви и умирающая от ее тепла, то ее советский имидж польностью десексуализирован, все ненужные вопросы о ее матери, о ее рождении, об отношениях между ее родителями, о ее собственном эмоциональном отношении к отцу полностью сняты. Она просто внучка. Вместе с тем над ней продолжает тяготеть двойной запрет: она не может взрослеть и навсегда остается "маленькой помощницей", она не может любить и навсегда остается "только внучкой".

"Какие милые персонажи", - умиляемся мы, глядя на Деда Мороза и Снегурочку, материализующихся и множащихся в предновогодние дни. Мы беззаботно пропускаем их к душам и сердцам своих детей, наивно полагая, что их действия и слова, сами их образы (в отличие от гипсовых бюстов и собраний сочинений вождей, от всего того, что так или иначе связано с духом тоталитаризма, несвободы и насилия) не несут ничего, кроме добра и пользы. Мы забываем при этом, что яблоко от яблони недалеко падает, что культ Деда Мороза и Снегурочки - это плоть от плоти другого культа - культа личности. Сейчас этот Новогодний культ выглядит как странный социальный атавизм, само существование которого связано с полным непониманием его происхождения и природы. Однако, можно сказать и так: полнокровная жизнь этого культа есть свидетельство так и не осуществленной в нашей стране подлинной и последовательной, искренней и глубокой десталинизации.

Может быть пора понять что именно и из чего именно переливается в детские души вместе с "милой новогодней сказкой о Деде Морозе и Снегурочке"?

С праздником! Но попробуем хотя бы на миг осознать, что именно и как именно мы празднуем.

А.Б.Орлов



================================================
Рассылка Trialog.ru - "HE&SHE" Nо 6 (январь 2003)
E-mail: mail@trialog.ru

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 25.04.2024   
Web design - AlPite.com