Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Чувства представляют силу, с которой следует считаться»
Альфрид Лэнгле
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Унисекс

(от 31 марта 2003 года )

Пол человека образован сложноорганизованной совокупностью признаков, различающих индивидов, обладающих разной половой принадлежностью. Обычно эти признаки подразделяются на первичные (половые органы как таковые) и вторичные (непосредственно не связанные с функцией продолжения рода и деторождения). Вторичные половые признаки (понимаемые в широком смысле), отличая мужчин от женщин, распределены в обширном диапазоне, включающем особенности строения тела, соотношение мышечной и жировой ткани, характер волосяного покрова, особенности психики и голоса, манеру одеваться и украшать себя. И первичные, и вторичные половые признаки существуют как оппозиционные свойства, существующие в соответствующих континуумах, дифференцирующиеся и концентрирующиеся на полюсах маскулинности и фемининности.

Вместе с тем, как нам представляется, можно говорить и о третичных половых признаках - т.е. о таких свойствах телесной и психической организации человека, которые, представляя собой выраженные маскулинные и фемининные черты, существуют одновременно, образуя своего рода смесь, существующую в одном индивиде. Выраженность таких третичных половых признаков освобождает человека от постоянной зависимости от человека другого пола (своей половины, своей сексуальной тени) и от собственной неполноты, односторонности. Оформление и существование первичных и вторичных половых признаков позволяет человеку заниматься "внешним сексом" и только третичные половые признаки дают ему возможность "внутреннего секса", замыкают внутренний контур циркуляции либидо.

Секс, сексуальные отношения между мужчиной и женщиной - одна из главных тем, занимающих как индивидуальное, так и общественное сознание на протяжении тысячелетий. Одна из очевидных тенденций развития, наблюдаемая время от времени в данной сфере - явное сглаживание и выравнивание признаков мужественности и женственности, мускулинности и фемининности, гендерных различий в целом - так называемый "унисекс". Эта тенденция, вновь обозначившаяся в последние 1,5 - 2 десятка лет, проявляется прежде всего в области господствующих представлений о том, что именно является сексуальным в облике мужчин и женщин. На смену Macho&Sexy, персонифицированных, например, такими секс-символами прошлого века как Жан Марэ и Мэрилин Монро, все большую популярность приобретает существо фактически лишенное явных признаков своей гендерной принадлежности. Считающиеся сексуальными мужчины становятся все более женственными, тогда как сексуальные женщины приобретают все больше мужских признаков. Изменения такого рода затрагивают моду, речь, формы самоподачи в обществе, профили личностных черт, свойст и качеств (таких как сензитивность и агрессивность, стрессоустойчивость и толерантность, решительность и коммуникабельность) и даже антропометрические свойства (рост, вес, характер скелетной мускулатуры, вторичные половые признаки в узком их понимании и т.д.).

В этой связи уместен вопрос: о чем свидетельствует унисекс как тенденция к унификации сексуальных образов мужчин и женщин? Чтобы ответить на этот вопрос, следует сначала задать более общий контекст взаимоотношения полов, взаимоотношения HE&SHE. С одной стороны бесспорен биологический смысл этого взаимоотношения - воспроизводство и сохранение самого вида Homo sapiens. С другой стороны, можно предположить существование некоего генетического смысла в данной сфере. Иными словами, можно предположить, что существует изменение, развитие, эволюция в самом взаимоотношении полов, что мы имеем дело с сексом не только как с сугубо биологической и стало быть константной формой отношений между мужчинами и женщинами, что сами эти отношения не остаются фиксированными, могут изменяться, развиваться (либо эволюционируя, либо инволюционируя). Вот этот второй (динамический) - в отличие от первого (статического) - аспект взаимоотношения полов и представляет для нас наибольший интерес.

Итак, на первый взгляд, в сфере секса, сексуальных отношений мы видим две отчетливые тенденции. Первая из них - это тенденция к явной дифференциации и оппозиции полов (Macho&Sexy), тогда как вторая, напротив, проявляется в их отождествлении (unisex).

Каковы же взаимоотношения между этими явно противоположными тенденциями? Можно сказать, конечно, что наблюдаемая время от времени смена одной тенденции другой - это лишь проявление колебаний моды, действующей здесь точно таким же образом как и в других областях, заставляя нас, например, время от времени изменять ширину брюк или форму туфель. В этом случае современный унисекс - лишь следствие очередного колебания "маятника" моды, за которым неизбежно придет очередь новым Macho&Sexy.

"Ничто не ново под Луной" - это успокаивает. Однако, если сравнить унисекс разных периодов истории, то придется признать, что эта "мода" не просто повторяется, она явно усиливается. Никогда раньше мы не встречали такого нивелирования образов мужчин и женщин. И это обстоятельство особенно бросается в глаза, если мы посмотрим на группу современных подростков.

Итак, унисекс крепчает... На чисто биологическом (соматическом) уровне выраженный унисекс наблюдается только в случаях явных нарушений биологической (натуральной) основы пола, например, при гормональных расстройствах или хирургических вмешательствах. В норме, напротив, обнаруживается дифференциация полов - дуосекс.

Все сказанное позволяет предположить, что есть нечто в современной культуре эпохи постмодерна, в современной социальности в целом, что работает против дифференциации половых ролей и половых идентичностей. Атрадиционализм, эгалитарность, либерализм, толерантность - все эти характерные ценности современного общества имеют явную унисексуальную компоненту.

Вместе с тем, как известно, есть два диаметрально противоположных типа реализации унисекса, когда половая идентификация человека представляется неоднозначной. С одной стороны, это гермафродитный тип, когда маскулинные и фемининные составляющие сочетаются таким образом, что человек утрачивает сексуальный потенциал (энергию либидо), свою потенцию, креативность и продуктивность в целом. С другой стороны, - это андрогинный тип унисекса, при котором мужское и женское начала сочетаются в человеке таким образом, что сексуальность и продуктивность человека не только подвергаются явной стимуляции, но и существенному преобразованию.

Иначе говоря, более пристальное рассмотрение унисекса обнаруживает два его различных типа - гермафродитный унисекс и андрогинный унисекс. Первый из них связан с неадекватными искажениями и извращениями исходного облика человека (как, например, в случаях его явной инфантилизации или гротескной примитивизации при гомосексуализме и трансвестизме). Напротив, второй тип - андрогинный унисекс проявляется в усилении и амплификации своих составляющих. Этот тип мы неизменно встречаем в случаях наивысших творческих достижений (Леонардо да Винчи). Однако, пожалуй, самыми яркими примерами такого андрогинного типа унисекса в истории человечества являются личности Гаутамы Будды и Иисуса Христа.

Подведем общий итог: унисекс - сложное явление, в котором смешаны качественно различные - негативные и позитивные типы развития сексуальности человека. К сожалению, приходится констатировать, что унисекс в его современном массовом проявлении - это свидетельство инволюции и дегенерации отношения HE&SHE; подлинный смысл унисекса заключен в глубинной интеграции маскулинных и фемининных составляющих индивида, в его производстве и становлении в качестве целостного и цельного человека - Homo totus.

А.Б.Орлов

================================================
Рассылка Trialog.ru - "HE&SHE" Nо 12 (апрель 2003)
E-mail: mail@trialog.ru
www.trialog.ru
505-2-333
================================================
Ждем Ваших откликов, советов, пожеланий, писем, статей, новостей, анонсов, связанных как с отдельными выпусками нашей рассылки, так и с тематикой HE&SHE в целом.

Наш адрес Вы знаете. Если Вы хотите, чтобы Ваша информация оказалась в очередном номере рассылки, постарайтесь переправить ее нам до 00:00 1-го и 15-го числа каждого месяца по московскому времени.

Следующий номер нашей рассылки мы планируем выпустить 15 апреля 2003 года.

Не сочтите за труд сообщить о содержании этого номера и о нашей рассылке
всем Вашим друзьям, родственникам, коллегам и знакомым, интересующимся
психологией.

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 13.12.2024   
Web design - AlPite.com