Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Чувства представляют силу, с которой следует считаться»
Альфрид Лэнгле
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии).

(от 15 октября 2004 года )

"Женское феминистское движение порождает ненужные хлопоты. Оно превращает женщин в волков, оно учит их борьбе"
Шри Раджниш

"Сны приносят воздаяние, они дают зеркало, которое позволяет заглянуть в глубины бессознательного и которое отражает главным образом то, что утрачено, и то, что необходимо…"
Кларисса Эстес

"… сон знает о субъекте куда больше его самого"
Антонио Менегетти

Женщина рассказывает мне свой сон:

"... однажды мне приснилось, что я рассказываю сказки и чувствую: кто-то ободряюще похлопывает меня по ступне. Я смотрю вниз и вижу, что стою на плечах старой женщины, а она придерживает меня за лодыжки и улыбается, глядя на меня снизу.

Я говорю ей:

- Нет-нет, это вы должны стоять у меня на плечах: ведь вы старая, а я молодая.

- Нет-нет, - возражает она, - все как раз так, как положено.

И тут я вижу, что она стоит на плечах женщины, которая гораздо старше ее, а та - на плечах еще более старой женщины, а та - на плечах женщины в пышном одеянии, а та - на плечах еще одной души, а та - на плечах...

И я поверила той старой женщине: так положено. Моя способность рассказывать сказки - продолжала моя собеседница, предлагая мне свою интерпретацию образов этого сна, - питается мощью и талантом моих предшественниц. По моему опыту, самый яркий момент рассказа берет свою силу именно в этой уходящей в бесконечность колонне людей, чья связь перекрывает пространство и время, людей которые, сообразно своему времени, живописно одеты в лохмотья, в пышные одеяния или наготу и до краев наполнены жизнью, и эта жизнь все продолжается! Если и существует единый источник сказки, Божество сказки, то им является эта длинная череда людей."

Внимательно выслушав онейрическую историю женщины и ее авторскую интерпретацию, я как онтопсихолог, имеющий к тому же представление о жизненном лейтмотиве моей собеседницы - архетипе Дикой Женщины, говорю ей буквально следующее:

"Этот Ваш сон очень важен. Он говорит Вам о главном в Вашей жизни: о полном захвате и порабощении Вашей личности и Вашего творчества предельно негативными, ведущими к упадку и смерти структурами Вашего бессознательного. Ваша сущность указывает на это теми символическими онейрическими образами, из которых строится Ваше сновидение. Однако Ваше сознание не видит этого. Оно совершает двойную ошибку: сначала Вы, следуя канонам социальной морали, испытываете неловкость и чувство стыда, видя, что стоите на плечах старой женщины, а затем, соглашаетесь с ней, верите ей: "так положено".

Тем самым, Вы оказываетесь жертвой вампирического захвата. Этот захват, с одной стороны, перекрывает Вам доступ к источнику жизненности в Вашей индивидуальной жизни, омертвляет ее. С другой стороны, его следствием является Ваша встроенность в порядок, транслирующий смерть. Вы оказываетесь частью нисходящей иерархии, существующей уже два миллиона лет. Более того, Вы становитесь такой его частью, которая выражает эту иерархию не просто лишь в своем личном поведении, разрушительном для жизни окружающих Вас людей, как это можно видеть в жизни многих женщин. В отличие от них Вы транслируете эту иерархию, ее ценности и мировосприятие с помощью и посредством Ваших текстов, инфицирующих сознание миллионов женщин-читательниц.

Суть этой психической инфекции проста: каждая женщина, находящаяся объективно в ситуации экзистенциальной шизофрении, бессознательно ищет из нее выход, но она не знает и не понимает, в каком направлении нужно вести этот поиск. Ее Ин-се, ее подлинная сущность не выявлена и ее голос слаб. Следование канонам культуры социальности делают жизнь женщины безрадостной и депрессивной, лишенной природной энергетики. Это ситуация психического иммунодефицита, благоприятствующей любой психической инфекции, будь то голос искусителя или деструктивный импульс ее собственного бессознательного комплекса.

Однако Ваши тексты, - это источник гораздо более мощной, системной психической инфекции. Так происходит не только потому, что Вы, будучи известным автором, можете авторитетно заявить: "Я знаю как надо, я знаю выход". Так происходт еще и потому, что Вы, будучи бессознательно и сознательно частью нисходящей иерархии внутренних субвизоров-наблюдательниц, совершаете для своих адептов принципиальнейшую подмену. Вы подменяете сущность женщины ее сучностью, т.е. наиболее дикой и первобытной, архетипической и инстинктивной, дохристианской и зверской психической инстанцией, квинтэссенцией тени, двухмиллионолетней старухой, собирающей кости волчицы и оживляющая своей песней зверя, превращающегося в свете Луны в смеющуюся женщину, бегущую к горизонту...".

Так говорю я, но женщина меня не слышит, она в трансе творчества. Она пишет свою книгу. Женщину зовут Кларисса Пинкола Эстес. Книга называется "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях".

Продолжая, по ее собственному выражению "копаться в перегное сказок", обильно сдобренном ее собственными интерпретациями a'la Юнг, моя воображаемая собеседница вдруг призналась:

"Однажды, пребывая в отчаянии, я услышала во сне голос, который сказал: "Коснись Солнца". С тех пор каждый день, куда бы ни шла, я стала прикасаться спиной, ступней или ладонью к солнечным зайчикам - бликам, которые солнце оставляло на стенах, на полу, на дверях. Они действовали на мой дух как источник энергии. Не могу сказать, как именно, но это было именно так.

Если мы будем внимательны к услышанным во сне голосам, к образам и сказкам - особенно тем, что приходят к нам из жизни, а также к своему творчеству, к тем, кто жил до нас, и друг к другу, то непременно что-то получим, причем не однажды: это будут ритуалы, личные психологические обряды..." (с. 391).

"Мне очень жаль, - сказал я в ответ на это личное признание, - но Вы поняли полученную во сне рекомендацию буквально, а не символически и стало быть неверно. Вы сделали из нее простой ритуал. Вы использовали ее прагматически и тем самым упустили ее суть. То "Солнце", о котором говорил Вам Ваш внутренний терапевт, - это солнце Вашего микрокосмоса, Ваша Самость. А Ваша главная проблема состоит в том, что погрузившись на многие годы в пучину многообразных женских бессознательных комплексов или, как сказали Вы сами, "вися вниз головой в нижнем мире", Вы проделываете работу лишь с женской сучностью без всякого контакта с ее (и Вашей!) человеческой сущностью. Поэтому я могу лишь настоятельно повторить: "Коснись Солнца".

При этом я прекрасно понимаю, что этот психотерапевтический императив оказался для Вас явно недостаточным, по-существу утраченным. Вот почему вслед за ним последовал более гораздо более настоятельный, психохирургический императив. Именно он более чем явственно (но, к сожалению, пока не для Вас) возникает в еще одном сне, который Вы стыдливо приписываете "еще одной женщине", но в котором четко проступают оба главных смысловых контекста Вашего предыдущего сна: отчаянные терзания Вашей души и отсутствие контакта с Самостью-сущностью.

Вот Ваше описание этого сна: "Еще одной женщине приснилось, что ей делают операцию на сердце. При этом над операционной не было кровли, так что вместо хирургической лампы было солнце. Женщина почувствовала, как лучи солнца коснулись ее обнаженного сердца, и услышала, как хирург сказал, что больше ничего делать не нужно.

Сны подобные этим, - комментируете Вы, - являются переживаниями дикой женской природы и Того, Кто нас просветляет" (с. 415).

А теперь послушайте, что скажу Вам я: в этом сне важны абсолютно все моменты: и операция на женском сердце, символизирующая неподвласное никакой внешней ритуализации психохирургическое проникновение в центр Вашей жизни, и отсутствие кровли - матриархального Сверх-Я, и замена хирургической лампы (с ее искусственным светом, имеющим смысл лишь в нижнем мире) солнцем (однозначно позитивным символом источника жизни, сущности человека), и прикосновение солнечных лучей к обнаженному сердцу (символизирующее завершенную индивидуацию), и, наконец, слова хирурга (а в действительности психохирурга) о том, что "больше ничего не нужно" (без комментариев).

Иначе говоря, вот о каком прикосновении к Солнцу шла речь в Вашем сне: Вы должны коснуться его своим сердцем (ведь Вы сами пишите о том, что цель Вашей книги и работы в целом - "помочь сознательной работе над индивидуацией" - с. 456). Если же этого не произойдет, и Вы лишь эмоционально идентифицируетесь с архетипом Дикой женщины (или, проще говоря, лишь ссучитесь, станете волчицей, встанете на четыре лапы), т.е. лишь восстановите в себе и собой культ древней Богини, старой Дикой Матери, то Вам действительно не останется ничего другого как вступить на явно инфернальный путь: самой начать спариваться с животными и поощрять к этому своих последовательниц.

И в случае первого, и в случае второго пути выбор остается за Вами, а Бог (как и дьявол) здесь ни при чем".

* * *

Сущность и сучность... Достаточно поменять всего лишь одну букву... Можно даже не заметить этой подмены. Вполне можно принять одно за другое. Действительно, и в том и в другом случае человек исходит из себя, строит свое поведение и совершает выборы, прислушиваясь к голосу, идущему из своих собственных глубин. И в том и в другом случае этот голос инстинктивен, природен, архетипичен. Каждый раз он приходит как сокровенное послание, альтернативное привычным социальным контекстам, приходит как возможность нового, своего собственного жизненного пути.

Однако, уже "на входе" искушенное ухо может различить голоса сущности и сучности. Прежде всего они отличаются своей интонацией, своим тембром.

Голос сущности - это голос, звучащий умиротворяюще. Это голос Человека. Его интонации уверенны, но спокойны. Внутренний отклик на голос сущности - безусловное "да". В этом голосе звучит самоотверженность и благодать via dolorosa.

Голос сучности, напротив, - голос ожесточения. Это голос Зверя. В его интонациях нет ни мира, ни покоя. Vis pacem, para bellum. Внутренний отклик человека на голос сучности всегда двойственен: "да..., но...". Этот голос несет в себе мощный энергетический квант. Он несет в себе искущение самоутвердиться, став хищником, the beast of prey и встав на "тропу войны".

Но это только "на входе"... "На выходе" следование голосам сущности и сучности неизбежно дает нам альтернативные поступки и альтернативные образы жизни. Если в первом случае это образ жизни как становление человека - воплощенный гуманизм - "полноценное функционирование" (К.Роджерс) или "состояние благодати" (А.Менегетти), то во втором - превращение женщины в суку - "волчий буддизм" (К.Эстес). И если главная весть первого - "Нагорная проповедь", то девиз, "главное руководство" для всех сук - по свидетельству самой К.Эстес - строчка из стихотворения некоего Чарльза Симика: "Тот, кто рычать не умеет, стаю свою не найдет".

Выбор всегда за Вами...

А.Б.Орлов, д. психол. н., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ.

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 13.12.2024   
Web design - AlPite.com