"… правильное понимание символов не может вести к спорам. Оно углубляет знание, оно не может оставаться теоретическим, потому что усиливает стремление к реальным результатам, к единению знания и бытия, к Великому Деланию. Чистое знание передать невозможно; когда оно выражено в символах, оно прикрыто ими, как неким покровом; хотя для тех, кто желает и умеет смотреть, этот покров становится прозрачным".
Логотип Центра ТРИАЛОГ представляет собой типичную мандалу - символическое изображение центра, самости (self), сущности и источника энергии психики. Мандала - рисунок в круге. Согласно К.Юнгу мандала - символический представитель процесса индивидуации; основной мотив любой мандалы - "центральный пункт в психике, с которым все связано, посредством которого все организовано, и который сам по себе является источником энергии. Энергия этой центральной точки проявляется в почти непреодолимом стремлении и потребности стать тем, кто я есть, поскольку каждый организм движим тем, чтобы, невзирая на обстоятельства, обрести форму, которая характеризует его природу. Этот центр ощущается и мыслится не как эго, но, если можно так сказать, как самость (self)" (Jung, 1973,73). Традиционно мандала выступает и как результат процесса самопознания и интроспекции, и как символическая карта внутренней реальности, направляющая и поддерживающая процесс духовного (психического) развития индивида. Мандала используется также в качестве визуальной опоры процесса медитации, достижения измененных состояний сознания, внутренней работы в целом. Символика мандалы представлена в следующих трех аспектах - форма, цвет, число. Мандала ТРИАЛОГа в символической форме представляет содержание основных идей и понятий триалогического подхода в психотерапии и консультировании. Она содержит изображение человека, круги и треугольники, черный, белый, красный и зеленый цвета, числа три, четыре и девять. Человек - символ человекоцентрированного подхода, основной теоретической ориентации ТРИАЛОГа. Как элемент известного рисунка Леонардо да Винчи он символизирует преемственность основных идей и принципов в развитии гуманистической традиции. Круг - символ защищаемого и защищенного пространства и, одновременно, времени (бесконечности) и движения. Во многих религиях круг символизирует небо, центр, Бога. Круг в центре мандалы известен в западной алхимической традиции как "окно вечности". В аналитической психологии такой круг трактуется как опыт self, освобождающий индивида от ограничений, налагаемых пространством-временем; через это "окно" человек соприкасается с вечным, бесконечным, трансцендентальным началом в самом себе, а это начало обнаруживает себя в мире в форме синхронистичностей. Круг есть выражение защиты извне и герметичности изнутри, есть выражение вместилища и внутренней организации, единства и внутреннего многообразия. Круг есть символ концентрации и интровертированности, движения к началу начал. В онтопсихологии круг символизирует "порядок, прежде всего тогда, когда он движется или постоянно перемещается. В этом случае он показывает различные Ин-се, проецируемые уникальным Ин-се" (Менегетти, 1997а, с.114). Концентрические круги мандалы защищают, оберегают и высвобождают различные аспекты внутреннего мира индивида, символизируют различные этапы внутренней работы, движения в направлении все большей аутентичности. В триалогической трактовке круг символизирует интегрированный, преображенный, рафинированый и аутентичный триалог Наблюдателя, Клиента и Терапевта. Треугольник - символ динамики, направления, триединства. Указывающий вниз треугольник символизирует женское начало, первоисточник и одновременно, окончание, завершение, утрату, деструкцию и смерть, а также идею сознания. Треугольники, направленные вверх, обозначают мужское начало, рождение нового, творчество, эманацию бессознательного. Три треугольника мандалы образуют в целом сбалансированную композицию, напоминающую священные мандалы буддистов, иудаистов, каббалистов и средневековых мистиков, образованные пересечениями нисходящих и восходящих треугольников. На метафорическом языке древних философских и эзотерических систем пересечение женского начала (воды, материи) и мужского начала (огня, духа) образует человеческую душу (целостного человека). Сочетание разнонаправленных треугольников в мандале указывает и на завершение важной работы, и на стремление сочетать разнонаправленные силы в целях создания нового синтеза, и на переживания гармонии, реализации и удовлетворенности. Треугольники, обращенные вовне, обнаруживают агрессивную энергию и ощущаемую потребность в защите Self. В онтопсихологии треугольник означает "рациональную точность и совершенное соответствие. В этом образе представлена способность мышления проецировать монитор отклонения с целью оккупирования всего человека" (Менегетти, 1997а, с.162). Присутствие монитора отклонения в психике человека есть неизбывность человеческой экзистенциальной ситуации, ограничиваемая лишь присутствием проявлений онто Ин-се. Эти проявления, развиваясь согласно своей собственной логике, организуют, минимизируют, снимают и, в конечном итоге, полностью преодолевают представленность монитора отклонения в мышлении и психике человека в целом. В триалогическом понимании треугольник представляет собой исходный, эмпирический триалог основных внутренних инстанций человека - Наблюдателя, Клиента и Терапевта. Черный цвет - это цвет темноты, тайны, зла, смерти. Он символизирует пустоту, хаос начала, запрет на осознанное знание. В алхимической традиции черное сивол нигредо - начальной стадии процесса трансформации, в ходе которой происходят незримые, но очень важные и существенные изменения. Черное ассоциируется с невидимым, неосознаваемым, а также с самой утратой сознания и эго. Одновременно черное есть вызов эго. Это цвет депрессии, утраты и скорби, цвет физической и психологической смерти, предваряющей новое рождение. Черное в мандале представляет также процесс интеграции темных, теневых аспектов личности в более полный и целостный образ Я. Черное в мандале выступает также как фон и обрамление новой жизни, проявляющей себя в результате безграничного творчества бессознательного, непознанного: всякая жизнь начинается во мраке. В триалогической интерпретации черный цвет - цвет Наблюдателя как Субвизора, символ начальной, рациональной инстанции, вовлекаемой в процесс внутренней работы. Белый цвет - это цвет чистоты, девственности и духовности. Белое символизирует свет как таковой, традиционно символизирующий духовную (нуминозную) реальность. Белый цвет - органичная интеграция цветогого спектра, множественности. Вместе с тем белое символизирует амбивалентность духовного опыта, его неоднозначную мощь для человека и его эго, тренсперсональный переход. У алхимиков белое - символ альбедо - второй стадии алхимического магистерия. В аналитической психологии белый цвет ассоциируется со связью между эго и коллективным бессознательным, с осознанием эго трансперсональных, вечных и бессмертных аспектов психики. В мандалах белое представляет серебро, жемчуг, луну, героику женского аспекта психики - закованную в латы деву-рыцаря. Белый цвет в мандале - это поток либидо, направленный в бессознательное, процесс возникновения новой ценности в результате внутренней работы по разрешению интрапсихических конфликтов, повышению общей сензитивности к реалиям духовного измерения. Белый цвет - цвет усиления духовности, чистоты и готовности к трансформации, цвет выявления трансперсонального измерения психики, внутреннего целительного просвещения. В триалогическом понимании белый цвет - это цвет Клиента - эмоциональной инстанции внешнего и внутреннего триалога. Красный цвет - символ жизни, жизненного потенциала, погруженного в глубины психики. Красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. В алхимической традиции красное - цвет рубедо - третьей стадии алхимического магистерия, трансмутации исходной субстанции в золото. В мандалах красное - цвет первичной энергии либидо, приверженности жизни и близости жизни. Триалогическая трактовка красного цвета - Терапевт как инстанция внешнего и внутреннего триалога. Зеленый цвет - цвет природы, естественного и здорового роста. В мистической традиции зеленый цвет - символ присутствия Бога в земных делах. У юнгианцев зеленое - символ архетипической гармонии, гармонии архетипических матери (синего) и отца (желтого), символ целительного укрепления индивидом самого себя и других, символ достижения индивидом полноценной зрелости, интроецированности родительских архетипов, начала служения родителем самому себе. Зеленый цвет символизирует способность помогать, защищать, поддерживать, проявлять участие и заботу, как в отношении самого себя, так и в отношении других людей. В онтопсихологии светло-зеленый цвет есть выражение позитивности, позитивной динамики. Этот цвет часто встречается в мандалах представителей "помогающих профессий". Однако, доминирование зеленого цвета означает контроль интроецированных родительских ценностей в ущерб индивидуальной автономии, ригидность и тенденцию к гиперпротекции и гиперопеке. Являяся символом Матери Природы, зеленый цвет означает творческую, целительную и обновляющую мощь самой жизни. В триалогической трактовке зеленый цвет символизирует Наблюдателя как Супервизора - итог внутренней работы. Число три (три треугольника) - символ жизненности, энергии и движения, символ любого динамического процесса как преодоления недвижности дуальности посредством порождения нового. Число три означает также начало, середину и конец любого процесса будь то жизнь индивида или жизнь семьи. Число три означает и саму нуклеарную семью, и стремление индивида к собственной идентичности и автономии от родителей, а также энергию независимого поведения, мышления и чувствования в целом. В аналитической психологии число три представляет собой три стадии алхимического магистерия, три стадии инкубации, в ходе которой происходит трансформация героя. Таково метафорическое описание встречи индивида с собственным бессознательным, которое является одновременно и пугающим, и преобразующим. В онтопсихологической традиции число три символизирует триединую диалектику онто Ин-се, априорного "Я" и сознательно-логического (логико-исторического или психологического) "я". Как отмечает А.Менегетти: "В действительности все, глубоко затрагивающее человека в мирском и религиозном смысле, определяется числом три. Онтопсихология также символизирует триединство, представляющее собой три момента вечно единого измерения" (Менегетти, 1997б, с.476). Троичность в мандале символизирует активность, жизненность и стремление к независимости, внутреннее путешествие в поисках глубинной мудрости, преисполненное героизма перед лицом неизведанного. В триалогическом понимании число три символизирует дезинтегрированный внешний и внутрениий триалог в их эмпирической представленности. Число четыре (четыре круга и четыре цвета) - символ баланса, гармонии, порядка, целостности и завершенности. Число четыре представлено временами года, сторонами света, основными природными элементами - землей, воздухом, огнем и водой, единством пространства и времени (прошлого, настоящего и будущего) и основными психическим функциями (по К.Юнгу). В алхимической традиции завершенный алхимический магистериум выражается математическим выражением 3+1 (аксиомой Марии). Священный слог ОМ, "мать всех мантр", трактуемый в индуизме в качестве звука-семени всякого творения состоит из четырех элементов. Число четыре представлено в символах связи с трансперсональной, сверхчувственной реальностью. В мандалах число четыре символизирует интуитивное стремление части психики познать собственное место в универсуме, установить символическую структуру как средство познания и достижения предельной реальности, а также сам процесс такого становления, индивидуации, альянс с архетипом самости - высшим гарантом эго. Особое значение при этом имеет ритмическая конфигурация числа четыре, представленная в мандале триалога четырьмя концентрическими кругами. Четверичность в мандале выражает интуитивное постижение индивидом самого себя, универсума и своего места в нем. В триалогической трактовке число четыре означает организующее и целительное присутствие Супервизора во внешнем и внутреннем триалоге. Число девять (девять углов треугольников, девятиконечная звезда) - символ энигмы человеческого существования, символ тройственного синтеза трех планов человеческого существования - тела, души и духа. Число девять представляет собой предельную дифференциацию, предшествующую возникновению нового синтеза. В мандалах число девять означает и возможность нового синтеза, и присутствие благоприятствующих духовных энергий, укрепляющих процесс личностного роста, и собственную подлинную природу индивида. Триалогическое значение числа девять - полный цикл трансформации внутреннего триалога человека как последовательной смены триалогов, в которых сначала доминирует Внутренний Наблюдатель, затем - Внутренний Клиент и, наконец, Внутренний Терапевт. Фон мандалы - нейтральный серый. Серый цвет - цвет интерьеров ТРИАЛОГа. Серый цвет - нейтральный цвет, абсолютный баланс черного и белого. Символика серого цвета - это символика священного (краеугольного) камня и нержавеющей стали, символика прочности и неподверженности коррозии. В мандалах серый цвет означает священное место. Серый цвет означает также нейтральность и аэмоциональность, свободу от изменчивых переживаний, внутренний покой. Серый цвет в триалогической интерпретации есть пассивная ипостась Супервизора - оппозиция зеленому цвету, символизирующему его активную ипостась. Динамика основных элементов мандалы ТРИАЛОГа представляет собой символическое изображение основных этапов динамики развития внутренних психологических инстанций человека - сущность, Внутренний Терапевт (лик), Внутренний Клиент (тень), Внутренний Наблюдатель (персона), а также основных этапов их трансформации в процессах консультирования-психотерапии - эмлогия Внутреннего Наблюдателя, эмпатия Внутреннего Клиента, эмфилия Внутреннего Терапевта, активизация пассивной ипостаси Супервизора (сущности) и переход ее в активную ипостась. В качестве явленного и видимого знака-символа архетипической сущности логотип-мандала ТРИАЛОГа ведет, направляет, защищает и побуждает нас стать теми, кем мы являемся в действительности.
А.Б. Орлов |