Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Когда ты погрузишься в самый центр своей души, то не поверишь своим глазам: ты хранил столько радости, столько блаженства, столько любви… и сам же прятался от своих сокровищ»
Шри Раджниш
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Родители дошкольников: главная забота.

(от 15 сентября 2004 года )

В этом выпуске нашей рассылки мы попробуем ответить на вопросы, которые чаще всего задают родители дошкольников: Необходимо ли ребенку иметь опыт пребывания в коллективе до школы, можно ли говорить о том, что домашнее воспитание создаст проблемы общения в школе? С какого возраста целесообразно начинать посещение детского сада? Есть ли разница в психологической готовности к школе детсадовского и домашнего ребенка? Можно ли рассматривать группы развития, секции и т.п, как альтернативу детскому саду? Существуют ли и если да то, какие противопоказания для поступления в детский сад?

У многих родителей не возникает вопросов по поводу того, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад, потому что для них - это единственная, доступная возможность, при которой мама может выйти на работу. И раньше так было у большинства семей. Но в современной ситуации, когда мамы могут не работать, когда есть возможность нанять няню, когда неработающая бабушка хочет потратить свою энергию на воспитание внуков, имеется реальная альтернатива детскому саду. Вот тогда и возникает вопрос: "А нужен ли детский сад моему ребенку? А вдруг нужен? Ведь там организованные занятия, соблюдается режим дня, ребенок имеет возможность общаться со сверстниками и учится встраиваться в социальную жизнь, от которой ему никуда не деться. Ведь впереди - поступление в школу".

Итак, давайте посмотрим, какие существуют здесь "за" и "против".

Можно определенно сказать, что ребенок, у которого до школы был опыт общения со сверстниками быстрее и лучше встраивается в коллектив класса, адаптируется к учебному процессу и строит свои отношения с учителем. Конечно, опыт такого общения можно получить не только в группе детского сада, но и в специальной группе краткосрочного пребывания в детском саду, и на занятиях в группе подготовки к школе, которые сейчас организованы повсеместно. Таким образом, если ребенок не посещал детского сада, то целесообразно за год до поступления в школу начать посещать подобные занятия. И дело здесь не только в том, чтобы получить необходимые знания для поступления в школу (ведь не секрет, что зачастую домашние дети начитаны и подготовлены лучше детсадовских детей), а в том, чтобы научиться вести себя на занятиях, не бояться чужих взрослых, уметь строить отношения с ребятами.

Однако, все это вовсе не означает, что ребенок не получивший такого опыта совсем не сможет адаптироваться к школе, просто для этого ему понадобится больше сил и времени в первом классе, от него потребуется больше эмоциональных затрат на этот процесс. Подобные издержки могут поначалу отразиться на результатах его учебы, но, слава Богу, в наших школах не ставят отметок на первом году обучения. И у малыша будет возможность и время, для того, чтобы научиться общению с другими детьми и другими взрослыми.

Следует отметить также, что личный опыт не является единственным фактором, влияющим на то, как общается ребенок. Качество общения зависит еще от индивидуальных особенностей самого ребенка, состояния его здоровья, эмоционального благополучия в семье, а также того, как с ним общаются близкие люди. Проблемы в этих сферах не замедлят сказаться на сложностях общения и в детском саду, и в школе. Решать подобные проблемы всегда нужно индивидуально, и здесь не может быть никаких универсальных рецептов.

Если родители настроились на то, чтобы определить ребенка в детский сад, то они неизменно зададутся вопросом, в каком возрасте это лучше делать?

С учетом всего того, что уже было сказано, пятилетний возраст ребенка, начинающего посещать детский сад, - оптимален для успешной подготовки ребенка к школе. Можно, конечно, отдать ребенка в детский сад и раньше, но, на наш взгляд, это следует делать только в том случае, если в этом есть настоятельная необходимость. И все же, общее правило можно сформулировать следующим образом: чем позже, тем лучше. Не будем забывать, что первые годы жизни - самые важные для интеллектуального, эмоционального и физического развития ребенка.

Исследования в области возрастной и педагогической психологии убедительно свидетельствуют о следующем непреложном факте: для своего полноценного развития (соматического и физического, интеллектуального и эмоционального, социального и индивидуального, нравственного и духовного) ребенок нуждается в регулярном взаимодействии с людьми, длительное время находящимися с ним в эмоциональной связи и озабоченными его благополучием и развитием. Подобные условия для полноценного человеческого развития может создать только семья. Только в общении с близким человеком ребенок может продуктивно познавать и окружающий мир, и самого себя, гармонично и полноценно развивая все свои способности и потенциалы. Никакая, даже самая лучшая методика обучения и воспитания в детском саду не даст ему того, что он сможет получить дома в обстановке эмоционального комфорта.

Стресс, - этот неизменный (хотя и не всегда заметный) спутник пребывания ребенка в детском саду, частые болезни, отсутствие индивидуального подхода - все это непременно скажется на развитии ребенка. И зачастую родители маленького ребенка, которым хочется с помощью детского сада решить те или иные (прежде всего свои!) проблемы, через некоторое время могут оказаться в ситуации, где такого рода проблем окажется еще больше.

Таким образом, для детей раннего возраста (до 3-х лет) детский сад не рекомендуется. Но где-то между тремя и пятью годами ребенок может начинать ходить в садик.

Важно понимать, что психологическая готовность ребенка к школе однозначно не определяется тем обстоятельством, посещал ли ребенок детский сад или находился дома. Психологическая готовность к школе предполагает мотивированность ребенка в учебе, зрелость его нервной системы, сформированность тонкой моторики, развитость его речи и мышления. Ребенок с одинаковым успехом может развиваться и в детском саду, и дома, и в группах подготовки к школе, и в ходе занятий с частными преподавателями.

Главным критерием того, хорошо ребенку в саду или плохо может быть только сам ребенок, его эмоциональное состояние. Дети (не в меньшей степени, чем взрослые) сильно отличаются друг от друга. То, что может нравиться одному, не нравится другому; то, что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Некоторые дети с удовольствием посещают детский сад, хорошо встраиваются в коллектив, эмоционально устойчивы к воспитательным воздействиям. Другие дети плачут, одиноко сидят в углу, болезненно реагируют на крики и замечания в свой адрес. У одних адаптация к новым условиям протекает быстро, другие вообще не могут привыкнуть, много плачут, начинают болеть, наотрез отказываются ходить в сад. Причем, чем больше ваш ребенок выделяется из группы сверстников, чем более он своеобразен, наделен яркими способностями, тем сложнее будет он привыкать к детскому саду.

Важно, что бы родители понимали, что, домашнее образование и образование в детском саду - вовсе не альтернатива, а всего лишь возможные варианты. В конечном счете, ответственность за степень готовности ребенка к школе лежит не на работниках детских садов и других образовательных структурах, а на самих родителях. Именно они ответственны за выбор той траектории образования, которая оптимальна для их ребенка. В любом случае, самое разумное решение обсуждаемых нами проблем для родителей состоит в том, чтобы создать для ребенка обстановку эмоционального благополучия, ведь только в такой обстановке он сможет расти здоровым, полноценно и всесторонне развиваться.

Л.И.Двуреченская, сотрудник Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, dvurechenskaya@trialog.ru

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 17.04.2024   
Web design - AlPite.com