Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Чувства представляют силу, с которой следует считаться»
Альфрид Лэнгле
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

О бедной стервозе замолвите слово: триптих.

(от 1 января 2004 года )

1. Женщина-вамп.

В любой культуре есть набор представлений о различных женских типах. Это может быть Мадонна, Ведьма, Проститутка, Любящая Дочь и так далее. Этот перечень может быть длинным или коротким (как в Советском Союзе, признававшем лишь Женщину-Товарища), но он очень сильно влияет на психологическую преднастроенность. Стерва, не более чем одна из таких "фигур" кукольного театра культуры. Но очень часто этот собирательный образ, типаж, начинает вести себя так, как будто он реален. Женщина идентифицируется с ним или ее с ним идентифицируют другие, и ей ничего не остается, как принять эту роль (с удовольствием или без такового). А как только идентификация произошла, начинают "работать" особые чары, ведь каждый типаж сверхидивидуален, а, потому, харизматичен.

Давайте же посмотрим на типаж Стервы вблизи, не впадая в состояние негативной или позитивной очарованности. Вот черты, которые обычно ей приписывают: расчетливость, эгоистичность, умение манипулировать другими (и мужчинами, и, обратите внимание, женщинами) ради своих обычно очень приземленных интересов, бессовестность (в том смысле, что у нее нет ни чувства вины за сделанное, ни угрызений совести, о таких в народе говоря "плюнь в глаза, скажет :" Божья роса"), амбициозность (непомерно завышенная самооценка), требовательность (к другим, не к себе, по принципу "что ни сделай, все мало"), провокативность (она провоцирует на скандал, но не всегда в нем участвует), целеустремленность (умение жертвовать всем и всеми ради своих целей), последовательность (Стерва, в отличие от истерички, действует более планомерно и, можно даже сказать, алгоритмично). При этом активность - не существенная черта Стервы, она может быть и очень пассивной с виду, эдакой "тихой сапой", с тихим голосом и мягкими манерами. О таких людях говорят "мягко стелет, да жестко спать". Ничего приятного в такой особе нет.

Но, как ни странно, это "рыба ищет, где глубже", а вот человек - не всегда ищет (иначе на земле уже давно был бы коммунизм или Рай). Вернее, он лишь думает, что ему будет лучше, а делает - черт знает как. И таким "чертом", ставящим подножку, часто бывают чары Собирательных Образов (Героев, Диктаторов, Спасителей Человечества, Прекрасных Незнакомок и т.д. и т.п.). Они - эти типажи - живя "виртуальной" жизнью, стремятся воплотиться и быстро находят себе жертв. "Стерва" - "труп околевшего животного" (по В.Далю), тоже хочет напиться горячей крови и воскреснуть. Причем "кровь" не всегда оказывается метафорой. Готовы ли Вы стать такой жертвой? Если "да", то всегда найдется уйма причин (от физиологических до мистических), почему Вы лично должны подставить свое горло под ее острые зубки. Но пройдет несколько лет, чары рассеются, и останутся лишь сожаления да недоумения. Перед Вам будет сидеть за столом уже не Стерва (чарующий типаж), а немолодая женщина с непомерными амбициями, которые она по-прежнему будет пробовать осуществлять за Ваш счет.

Как прекрасное и великое, так и низкое и отвратительное люди часто делают в "ослеплении". Они ослеплены магией и волшебством собирательных образов. Но потом приходят будни. Образы растворяются, чтобы возникнуть в другом месте и взбудоражить других людей. А люди остаются. И очень важно остаться в конце концов с человеческими людьми.

Н.А.Орлова.

2. Покой ей только снится.

Женщины могут быть такими разными...Но за этим разнообразием, всё равно угадываются некоторые типажи.

Когда можно сказать о женщине:"стерва!"? Прежде всего, когда видишь ярких женщин, внешность которых, сразу бросается в глаза, ослепляет, придавая им характерные истероидные черты. Но если "подойти поближе", то за внешностью таких женщин,стоит не пустота истерички, а наоборот, какая-то необычайная мощь и напористость. Можно сказать,что в общении с ними чувствуется сила прямо-таки мужского характера. Хваткая, хищная, алчная, действительно, сравнимая с качествами стервятника.

Таких женщин, непременно можно увидеть в офисах на кресле секретарши, а также (не в обиду будет сказано) - это и большинство женщин, стоящих у руля, не важно какого учреждения - будь это крупная фирма, детский садик или женская консультация.

Иногда таких женщин видно за версту, но иногда они бывают с виду скромные и незаметные. Но только с виду. Поговорите с ними... Разговор - обычный: о семье, о детях, о муже. Начинаешь общаться и сразу, совершенно непроизвольно, в голове вдруг промелькнет мысль:"Какая же стерва!". И ошибиться в этом случае невозможно. Потому что импульс, сопровождаемый такой мыслью, идет откуда-то из глубины тебя, он какой-то инстинктивный, чистый, как чутьё.
К примеру, фраза: "Я стою на страже своего мужа!". Сильно сказано! Но что-то здесь не так! Возникает почему-то смешной образ: сидит в пещере муж тихий такой, а у входа стоит на страже женщина с ружьем. Понятно теперь стало, что женщина эта выполняет мужскую работу, а муж у неё под каблуком. Как будто поменялись они ролями. Вот в чем дело.Только что же гонит женщину из пещеры? И как она себя чувствует в этой роли?

Можно провести небольшой анализ такой ситуации. Раз женщина стоит на страже, значит она беспокоится о чем-то, тревожится. И гонит её из пещеры скорее всего тревога, а в голове бьется мысль:"Ну надо же чего-то делать!". Конечно, тут поневоле приходится развивать активность, чтобы снять это сильное чувство тревоги.

Но даже мимолетный анализ позволяет сказать, что такая женщина постоянно находится в напряжении, она хочет всё больше и больше, и чаще, за чужой счет - такое мироощущение, конечно, влияет на её поведение.

Для успешной социализации есть в активной жизни женщины свои плюсы, но с духовной стороны жизни общества, тут одни минусы. Такие женщины нервозны, раздражительны, властны, часто не удовлетворены. Им нет покоя ни на работе, ни дома. И, конечно, нет покоя людям, которые рядом с ними.

"Счастливы ли они в такой жизни?" - главный вопрос, который волнует меня, как психолога и, как женщину. Только это надо спросить у них самих...

Е.И.Кириллова.

3. В плену ожиданий.

"Ещё больше старуха вздурилась:
"Не хочу быть вольную царицей,
Хочу быть владычецей морскою...
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить."
А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Старуха из известной сказки, конечно же, была стервой. Впрочем, её можно понять – более тридцати лет жизни в землянке с мужем-неудачником, профессия и заработки которого иных перспектив и не оставляли. Но сказка – ложь, хотя в ней намёк. На жизнь. А в ней, конечно же, всё сложнее и не как в сказке.

Психология семейных отношений определяет их ещё и как отношения власти, необходимой для функционирования семьи. Имея власть, можно заставить партнёра делать то, что он, будучи предоставленный сам себе, делать не стал бы. Власть может быть по соглашению распределена, но чаще находится в одних руках. А где власть, там и соблазн злоупотребления ею.

Кроме того, в спектре отношений одного человека к другому можно выделить два полюса: другой это средство для достижения моей цели или другой сам по себе для меня ценность. Между этими полюсами есть переходные формы - например, это конкурентность или партнёрство. Отношения ценности друг друга даются не сразу, их выстраивают длительными совместными усилиями. Но где взять на это силы, терпение и время – ответ каждый находит только сам, а часто и не находит вовсе. Отсюда привлекательность противоположного полюса отношений. Использовать другого как средство для достижения своей цели – это обычно понятно и кажется эффективным. Партнёра можно оставить в неведении, ввести в заблуждение, заставить. При этом обычно применяются две основные стратегии - насилие (физическое и психологическое) и психологическая манипуляция.

Смесь из злоупотребления своей властью над другим, отношения к нему как к средству с применением насилия и манипуляции и ещё неколебимой убеждённости только в своей правоте и неподсудности есть среда, способная взрастить и женскую стервозность, и мужское самодурство и даже обеспечить их совместное сосуществование. Однако в этих "зарослях" стервозность имеет достаточно узнаваемые формы.

В своих насильственных действиях женщины обычно атакуют вербально. В просторечьи подобная атака называется скандалом. В отдельных случаях из-за своей эффективности скандал - это единственный способ приведения в послушание. Но лишь когда на скандал достаёт сил и его адресат по своим личностным особенностям в общем согласен на такую форму обращения с собой. Здесь ещё раз можно указать на пример в эпиграфе.

В качетве действенной меры могут применяться и более спокойные формы. Их секрет в длительности воздействия. Например, прекрашением сексуальных отношений (способ, иногда рекомендуемый ближайшими подругами).

Возможно применение способов достаточно изощрённого психологического насилия, когда жертва загоняется в мучительные эмоциональные переживания и испытывает, например, вину, стыд или ревность. В этих случаях можно надеть маску срадания ("Посмотри, что ты со мной делаешь...") или заявить состояние жертвенности ("Ради тебя я столько потеряла..."). Из этой же серии различные способы унижения ("У тебя никогда ничего не получалось..."), которые обесценят любые попытки самостоятельности, а заодно и сэкономят собственные силы.

Но наиболее жестокие черты женская стервозность принимает в обращении с детьми, у которых здесь практически нет способов защиты. Дело в том, что наличие рядом с собой детей обеспечивает дополнительную власть в семье. И тогда стерва-жена готова стать ещё и стервой-матерью. В затяжной домашней войне дети втягиваются в альянс против мужа теми же способами психологического насилия и манипуляции. А где есть союзники по альянсу, там как правило уже изготовлен страшный для ребёнка ярлык предателя. Кроме того, само по себе чрезмерное и демостративное внимание к детям есть ещё одно унижение для мужчины.

Мы указали лишь на несколько характерных форм женской стервозности, потенциал проявления которых неисчерпаем. Но женщин всё-таки можно понять. Основная причина стервозности в несоответствии своих ожиданий, от которых иная женщина не желает отказываться, и той действительности, в которой она же и находится. Но стремление в подобном положении настаивать лишь на своих ожиданиях может привести лишь к одному финалу - "разбитому корыту".

С.Н.Зайцев.

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 13.12.2024   
Web design - AlPite.com