Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«… если в отношениях между любящими что-то случается, то они всегда спешат обвинить друг друга. Если что-то происходит не так, как хотелось бы, то ответственность за это всегда сваливается на другого. Это губит саму возможность будущего развития отношений»
Шри Раджниш
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Вуайеризм.

(от 1 октября 2003 года )

Есть в психологии такое понятие, как вуайеризм (фр. vouer - смотритель, надзиратель) - заместительный способ удовлетворения сексуального влечения, стремление к разглядыва-
нию обнаженных тел или созерцанию полового акта.

Абстрагируясь от определения вуайеризма, можно сказать, что его разные формы присутствуют в том или ином виде в человеческом поведении и настолько прочно вошли в нашу обыденную жизнь, что мы иногда просто не отдаем себе в этом отчета, порой не осознаем или не придаем этому значения.

К разновидностям вуайеризма можно отнести безобидные увлечения варьете, различными эротическими шоу, конкурсами красоты. Это может быть подглядывание в окна соседей, просмотр фотографий определенного содержания, порно-сайтов, видеофильмов, увлечение передачами такого толка, как, например, "За стеклом", да и просто "бытовыми"
каждодневными телесериалами.

Да, конечно, все это подглядывание и просматривание может и не заканчиваться явно выраженной сексуальной разрядкой. А неявной? Можно начать здесь углубляться в медицинскую терминологию, но если не углубляться и просто предпопожить, что у каждого человека как-то по-своему происходит такая разрядка в сексуальном и эмоциональном плане, то можно сказать, что все мы где-то в душе визионеры. В большей или меньшей степени. Но только вот, что за этим стоит?
Наверное, прежде всего, скудность и бедность нашей эмоциональной жизни, боязнь или неумение общаться на уровне чувств, неосознавание этих чувств и, вместе с этим, слабое осознание своих истинных желаний и потребностей. Грустно...

Грустно еще и оттого, что внутреннее богатство нас самих остается невостребованным или неиспользованным, И мы, отягощенные или раздираемые собственными чувствами и
эмоциями, плачем или... мастурбируем перед телевизором, сплетничаем про родственников или соседей, тратим время и силы, наблюдая чужую жизнь, не проживая свою...

Е.И.Кириллова

Любопытство - одна из базовых потребностей человека. Такая же насущная, как потребность в пище, безопасности, сексе. Поэтому формула требования "хлеба и зрелищ" не случайна. Она дает понять, что иначе, без зрелищ, и хлеб не в радость. Это очень интересно иллюстрирует один опыт. Подопытной обезьянке предлагали на выбор две кнопки: нажатие на одну кнопку гарантировало получение банана, на вторую - возможность на несколько секунд увидеть, что происходит в помещении вне клетки. Только увидеть (в клетке открывалось окошко), не поучаствовать, не потрогать, а только посмотреть! Если обезьяна была очень голодна, она предпочитала банан, но если она еще хотела есть, но уже могла терпеть голод, то предпочитала нажимать на вторую кнопку. Из этого ученые сделали вывод, что удовлетворение любопытства стоит в ряду основных потребностей высших приматов. Если мы проведем подобный эксперимент на себе, то увидим, что, например, есть и смотреть телевизор мы предпочитаем одновременно, а если мы едим в другой комнате, то при сообщении о чем-то важном, мы, даже не насытившись полностью, побежим смотреть, что происходит. И только удовлетворив эту потребность, вернемся к еде.

Итак, то, что ученые называют "информационным метаболизмом" (обмен организма со средой), для нас не менее важно, чем "метаболизм энергетический". И большую часть информационного обмена мы, люди, осуществляем посредством зрения. Зрение дарит человеку два удовольствия: смотреть и подсматривать. И насколько интереснее и волнительнее нарушать запреты, настолько интереснее подсматривать, чем просто смотреть. Потому что запрет и интерес связаны древними и могучими узами. Все мы знаем о запретных яблоках с Древа познания Добра и Зла, золотых плодах из сада Гесперид, таинственных комнатах Синей Бороды. Нельзя смотреть на дочь падишаха, и юноша, дерзнувший поднять на нее взор, обречен на смерть. Нельзя смотреть на Бога, ибо его вид невыносим для смертного, поэтому он является в приемлемых обличиях (и в некоторых религиях Бог или Богиня изображаются в покрывалах или с закрытым лицом). Очень часто встречается мотив запрета смотреть назад, оборачиваться (так, нарушив подобный запрет, Орфей потерял Эвридику, а жена Лота обратилась в соляной столб). Еще не менее распространенный мотив, который можно найти в сказках и легендах, это мотив взгляда, умерщвляющего жизнь. Таков взгляд Медузы, взгляд Василиска. Но и мы, люди, если верить таким сказочникам, как Г.Х.Андерсен, умерщвляем своим взглядом жизнь "маленьких существ": игрушек, цветов, кухонной утвари. Они замирают, едва мы на них посмотрим. И все же сладость искушения зовет и манит увидеть то, что видеть не полагается.

Одним словом, если нельзя просто посмотреть, то хочется увидеть "хотя бы одним глазком". В этом и заключен азарт вуайеризма. И каждый из нас хотя бы раз в жизни был вуайеристом. И неважно, за чем именно мы наблюдали - за картинками на экране телевизора, целующейся парочкой в окне противоположного дома, секретаршей через щелку приоткрытой двери, - видимое чудесным образом дереализуется и одновременно насыщается особой, остро переживаемой реальностью.

Правда, вуайеризм не всегда безобиден. Последователи Фрейда считают, что одним из важнейших фантазмов раннего детства, определяющих в дальнейшем во многом жизнь человека, является фантазм "первичной травмы". Ребенок подглядывает за занимающимися любовью родителями, и травма, нанесенная этим зрелищем, может предопределить дальнейшую жизнь ребенка. Например, он может стать ученым-исследователем, изучая законы природы, обычаи чуждых культур, или шпионом, собирая секретную информацию. Таким образом он становится "легальным" вуайеристом, реализуя в своей профессии жгучую неосознанную страсть к подглядыванию.

Либо его страсть перерастет в хобби, и тогда он, вооружившись подзорной трубой, будет выстаивать у окна в надежде на "поживу", станет страстным поклонником порно-сайтов или любителем подглядывать за женщинами в банях и раздевалках. Потому что, не будучи сублимированным (то есть переведенным в другое "русло"), сексуальный интерес, разбуженный "первичной сценой", будет находить себе более короткое и "прямое" удовлетворение. Склонность к подглядыванию часто встречается у людей, испытывающих трудности с установлением контакта. Поэтому многие триллеры и фильмы ужасов начинаются с того, что человек (одинокий странный мужчина) наблюдает (как правило, в бинокль или подзорную трубу), как молодая привлекательная женщина принимает душ. Кошмар начинается в тот момент, когда мужчина, не умеющий завязывать "человеческие" эротико-сексуальные отношения с женщинами, пытается вступить с ней в реальный контакт (обычно это - убийство). Правила игры изменились, планы совпали, и вуайерист стал участником. Мы же, люди нормальные, вмешаться не можем и дрожим у телеэкранов.

И еще, о чем стоило бы упомянуть, это сама аура интереса, которая окружает подглядывание. Некоторые филологи возводят происхождение слова "интерес" к латинским словам inter - "между" и esse - "быть", то есть буквально - "быть между", ни там, ни здесь. Это состояние, в котором сочетается бессилие тела (которое не может вмешиваться) с могуществом души (которая видит и понимает), несет в себе, возможно, некоторое религиозное переживание. Оно касается представлений о душах и духах (которые не вмешиваются в дела людей, но видят и даже предвидят все события). Так что, подглядывающий уподобляется вездесущему духу, для которого не писаны законы и правила мира людей. Все эти соображения говорят о том, что желание подглядывания - в "слабом растворе" - присуще каждому из нас и является разновидностью любопытства - желания видеть и знать, что происходит вокруг нас. Но у здорового человека любопытство не становится навязчивым состоянием. Подтверждением этому служит в частности общее снижение интереса к продолжению передач "За стеклом" не только у нас, но и во всем мире.

Н.А.Орлова

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 25.04.2024   
Web design - AlPite.com