Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а.
(от 1 февраля 2005 года )
Татьяна Ежова, автор журнала Cosmopolitan обратилась к директору TRIALOG'а с просьбой прокомментировать свою статью о мелком воровстве для мартовского номера COSMO: "Когда
девушка крадет что-то просто так, хотя вполне (и это одно из главных условий...) может это себе купить: браслет, шарфик, футболку, вазочку... Девушка (девушки..) это делает не так часто, т.е. это не клептомания. Но иногда все же это случается... Может быть, все дело в острых ощущениях, которых не хватает в жизни... В адреналине... А КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?? Почему так поступают вполне успешные, обеспеченные девушки. Какой смысл красть из "Ашана" авакадо, если его можно просто купить... так ведь нет... Или украсть браслет из сувенирной лавки... а стоит он-то всего 50 рублей... (хотя иногда "добыча" может стоить и 10 - 20 у.е.)
Комментарий психолога:
Мотивы мелкого воровства столь же различны различны, как различны люди, его совершающие. Вот неполный перечень такого рода мотиваций:
- "если от многого взять немножко - это не кража, а просто дележка": этот мотив возникает как следствие того "девятого вала" предложения, который очевиден теперь повсюду (особенно в разного рода гипермаркетах); "так много всего... с них не убудет... это же просто мелочь... она ровным счетом ничего не стоит... Это как отщипнуть малюсенький кусочек от огромного пирога... Такая малость, что никто даже не заметит...";
- "взять натурой": данный мотив возникает как следствие дефицита любви, заботы, внимания со стороны значимых (прежде всего родительских) фигур; в случаях такого рода "недолюбленности" девушка ищет вовне то, чем она может компенсировать внутреннюю пустоту; такая компенсация может быть, конечно, разной: для кого-то - это внимание других людей, которое заполучается любой ценой, для кого-то - это еда (часто сладкое), а для кого-то и чужое; логика простая: "я чувствую несправедливость, обделенность, мир недодал мне многого, и я имею моральное право на чужое, более того, я даже должна его взять...";
- "классовая ненависть": этот мотив возникает тогда, когда девушка по тем или иным причинам не отождествляет себя с имущими, с буржуа; мотив этот более чем понятен: "у них есть все, а у меня - ничего; такой порядок вещей несправедлив; следовательно -"грабь награбленное"...";
- "extreme shopping": мотивация данного типа - следствие эмоционального оскудения жизни и постоянного поиска ситуаций, обеспечивающих приток недостающего адреналина: "просто ходить по магазинам - такая тоска, чувствуешь себя какой-то теткой, почти старухой; совсем другое дело, когда стянешь что-нибудь (неважно что именно): клево, круто, чувствуешь настоящий
драйв!";
- "miss Hyde": этот мотив - удел девушек, "правильных во всех отношениях", таких "miss Jekyll" (вспомним странного персонажа из психологического романа Роберта Луиса Стивенсона); если девушка все время должна поддерживать и демонстрировать только положительную сторону своей личности (персону), то отрицательная сторона ее личности (тень) непременно будет искать любые лазейки для того, чтобы заявить о своем существовании; такое "давление тени"
может иметь самые разные проявления: внезапное превращение "miss Jekyll" в "miss Hyde" может выглядеть и как неспровоцированная жестокость, и как нервный срыв, и как немотивированное воровство...
Важно подчеркнуть, что все случаи мелкого воровства обусловлены психологическими причинами. Это в свою очередь означает, что действенной профилактикой такого рода случаев может быть только психологическая работа - психологическое консультирование и психотерапия. Все другие средства - от родительских увещеваний и педагогических морализирований до "отцовского
ремня" и привода в милицию - малоэффективны.
===========================================================
Татьяна Ежова, автор журнала Cosmopolitan обратилась к директору TRIALOG'а с просьбой прокомментировать также свою статью для апрельского номера COSMO: "Девушки устраивают своим любимым праздники: лимузины, стриптиз на дом, шикарные ужины и сюрпризы. ПОЧЕМУ они это делают? Может просто молодые люди перестали совершать рыцарские поступки по отношению к нам, девушкам? Вот мы и заняли их роли.... Прокомментируете?"
Комментарий психолога:
Я думаю несколько иначе. В подобном поведении современных девушек я вижу проявление четырех психологических факторов, которые становятся все более и более универсальными психологическими "реперными точками" современных отношений между мужчинами и женщинами:
- фактор первый: маскулинизация. Там, где она может, девушка копирует, воспроизводит мужскую модель поведения, сложившуюся в современной массовой культуре. Эта модель копируется не потому что она лучшая, а потому что других моделей просто нет. Эту модель можно было бы назвать "Все включено". И она не имеет, конечно, никакого отношения к романтической любви, рыцарству и т.п.;
- фактор второй: феминизация. Логика здесь простая: мы тоже можем, мы ничем не хуже вас... И там, где появляется хотя бы малейшая возможность продемонстрировать мужчине(ам) свою состоятельность, девушка обязательно ею воспользуется, чтобы утвердить себя. Хотя, как мы видим, эта форма самоутверждения столь же "оригинальна" как и ношение мужских брюк;
- фактор третий: унисекс. В подобных действиях исчезают и мужчкие, и женские особенности как таковые. Деньги как и товары (услуги) не имеют пола. Их можно переводить на кого угодно, их можно предоставлять кому угодно, их может потреблять кто угодно;
- фактор четвертый: потребительство. Покупка товара(услуги) - обезличенный акт участника рыночных отношений. Здесь нет личного действия, личного усилия, личного творчества... Деньги как обезличенное всеобщее средство извлекают обезличенный товар(услугу) из массы товаров(услуг) и предоставляют его(ее) в ваше пользование. Вы просто фрагмент матрицы всеобщего потребления. Ничего личного (кроме лишь личного адреса и личного счета).
По мере того, как все мы становимся членами общества потребления, все роли, свойственные традиционному обществу, перестают существовать в своем прежнем качестве. Всем им на смену приходит одно универсальное качество "агента всеобщей экономической матрицы" - платежеспособность. Это - ни хорошо, ни плохо. Это просто то направление, в соответствии с которым изменяется современный мир. Новый год - не исключение!
А.Б.Орлов, д. психол. н., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ.