Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Клиент – человек, слушающийся своего субвизора. Терапевт – человек, слышащий своего супервизора»
Александр Орлов
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Родители на рынке психологических услуг.

(от 1 декабря 2004 года )

Юлия Мороченко, автор журнала "Формула карьеры - менеджер" обратилась в TRIALOG с просьбой прокомментировать современную ситуацию на рынке психологических услуг для родителей и ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, адресуемые читателями в адрес психологов, занимающихся консультационной и психотерапевтической практикой в сфере детско-родительских и супружеских взаимоотношений. В этом выпуске нашей рассылки мы предлагаем вниманию наших подписчиков комментарий и ответы директора TRIALOGа.

=================================================

Наши дети растут. Они другие, чем мы, поэтому каждому из нас надо учиться воспитывать детей, «расти вместе с ними», взаимодействовать, общаться с ними, понимать их проблемы, чтобы в наших взаимоотношениях не возникло отчуждение.

Если раньше родителям фактически некуда было обратиться в связи с проблемами, возникающими в отношениях с детьми (ну разве только в школу к учителю прийти, или уж если все совсем плохо – в милицию), то сейчас у людей есть выбор. В Москве много психологических центров, ведущих работу как с родителями, так и с детьми.

Что выбрать из этого разнообразия? Что представляет собой рынок психологических услуг и помощи родителям? Какие сегодня существуют формы обучения родителей, методы повышения их эффективности, как главных воспитателей детей? Что можно узнать о разного рода тренингах, психологической работе с родителями в частных и государственных школах, об индивидуальном психологическом консультировании и семейной психотерапии? Какие конкретные центры, тренинги можно рекомендовать?

Обо всем этом мы сегодня и поговорим с вами. Начнем с азов.

Во-первых, нужно сказать, что психологическая помощь осуществляется в четырех основных формах - индивидуальной, парной, семейной и групповой. Психолог может общаться с вами индивидуально, он может встречаться с детско-родительской или супружеской парой, он может работать с целой семьей и, наконец, он может проводить работу с группой родителей.

Во-вторых, существуют два формата оказания психологической помощи - контактный (очный) и дистантный (заочный). В первом случае речь идет о реальном контакте и общении с психологом (как правило, на его территории - в разного рода психологических и консультационных центрах). Во втором случае общение с психологом осуществляется либо с помощью телефона (разного рода "телефоны доверия" и "горячие линии") или интернета (on- или off-line). И вы можете, конечно, выбрать именно тот формат психологической помощи, который более соответствует вашей ситуации, вашим возможностям, и, наконец, вашему настроению. Понятно, что в случае контактного психологического консультирования возможны все формы оказания психологической помощи, тогда как дистантная работа ограничена индивидуальной формой.

В-третьих, выбор устраивающего вас психолога ничуть не проще, нежели выбор гувернантки, репетитора, визажиста, дантиста, массажиста или реэлтора. В подобных вопросах невозможно целиком положиться на рекламу или чье-либо мнение. Самые общие правила здесь таковы: сначала сбор как можно более полной информации о предоставляемых на рынке услугах, затем отбор наиболее подходящих вам вариантов по внешним критериям (стоимость, месторасположение, опыт работы, образование, пол, возраст и т.д.) и, наконец, поиск личного психолога путем проб и ошибок. Путь этот непрост, но другого нет.

Возможно, мои советы смогут несколько облегчить ваш поиск:

1) начните с интернета, поскольку каждый уважающий себя и сколько-нибудь состоятельный психологический центр или просто практикующий психолог имеет теперь свой веб-ресурс;

2) обращайте внимание на образование практического психолога; имеет смысл отдавать предпочтение специалистам, имеющим базовое психологическое образование и научные степени (если таковые есть);

3) будьте критичны по отношению к рекламе психологических услуг, всякого рода обещаниям и заверениям, предпочитайте варианты умеренного и сдержаного самопредъявления;

4) попробуйте сначала вариант дистантного общения с психологом (по телефону или E-mail), и только в том случае, если это общение вас устроит,

5) запишитесь на очный первичный индивидуальный прием, по результатоа которого

6) сделайте окончательный выбор.

И еще несколько рекомендаций: не следует ограничивать свой выбор психологом, работающим в детском саду или школе, которые посещает ваш ребенок; в своем выборе ориентируйтесь не столько на вашу проблему (поскольку ваше видение может оказаться ошибочным), сколько на психолога как человека, с которым вам предстоит ее решать; не надейтесь, что один-два разговора с психологом чудесным образом изменят вашу жизнь, настройтесь на длительную работу; не думайте, что психолог сможет все сделать сам, поскольку именно от вашей интеллектуальной и эмоциональной активности зависит очень многое; психологической панацеи не существует, эффективный метод психологической помощи подбирается под ваш конкретный случай; не думайте, что в том случае, если ваш ребенок (или супруг) не может или не желает идти к психологу, то и ваш визит будет бесполезным, поскольку всегда возможны индивидуальные рекомендации, индивидуальная помощь и поддержка, которые могут помочь вам.

А теперь я постараюсь ответить на некоторые, наиболее часто задаваемые вопросы.

Каков основной, наиболее часто встречающийся запрос, приводящий мать или отца в кабинет психолога?

Такого запроса нет. Есть группа запросов, включающая такие обеспокоенности как недисциплинированность и гиперактивность, снижение успеваемости, агрессивность, утрата контакта, взаимонепонимание. Однако каждый конкретный случай всегда индивидуален и непохож на другие.

Каковы наиболее часто встречающиеся заблуждения и ошибки родителей?

Первая ошибка такого рода - жалоба: во всем виноват(а) он (она) - ребенок или супруг(а). Такого никогда не бывает. Ответственность за возникающие трудности всегда распределена между общающимися людьми. Поэтому во всем происходящем в вашей жизни есть и доля вашей личной ответственности. Найдите в себе силы посмотреть этой правде в лицо и принять ее. Вторая распространенная ошибка состоит в том, что всякое воспитание в конечном счете сводится либо к "кнуту" наказаний, либо к "прянику" поощрений и что называется "третьего не дано". Но возможность третьего пути существует всегда, а сам он может быть обозначен как взаимоуважение, взаимопонимание и диалог. Этот путь труден. Родитель, желающий встать на этот путь зачастую нуждается в помощнике. Таким помощником может стать ваш личный психолог. Третья ошибка: дети - это мои дети. Дети - не вещи, и они вам не принадлежат. Постарайтесь увидеть в них людей, которые лишь какое-то время будут общаться с вами. Четвертая ошибка: дети - это всего лишь дети. Все, происходящее в детском возрасте, откладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Чем меньше ребенок, тем сложнее ему защититься от пагубных воздействий и, следовательно, тем ответственнее должно быть поведение родителей. Пятая ошибка: дети - всегда дети. На самом деле ваши дети всегда растут, всегда изменяются.Изменения, происходящие с ними намного быстрее и масштабнее, нежели те, что случаются в вашей жизни. Вы просто этого не замечаете. Лишь в тех случаях, когда вы вдруг перестаете узнавать своего ребенка (что обычно случается на пике возрастных кризисов), до вашего сознания может постепенно дойти: они стали другими, а я все та (тот) же. Есть, конечно, и другие заблуждения родителей, но и перечисленных вполне достаточно, чтобы понять: как родители мы всегда не безупречны, но у каждого из нас есть большой ресурс более верного восприятия своих детей и более верного построения взаимоотношений с ними.

Как понять, у кого проблема, - у ребенка или у его родителей?

Скажу сразу, вопрос сформулирован неверно. Если речь идет о психологической проблеме (а не о плохом прикусе у ребенка или о низкой зарплате у родителя), то проблема принанадлежит обоим, она всегда представляет собой общее достояние и ребенка, и родителя. Приведу три примера.

На прием пришла мать с жалобами на лживость своей 13-летней дочери. В ходе беседы с психологом выяснилось, что общение матери с дочерью в последнее время практически целиком сводится к распросам и дознаниям по типу "что? где? когда?". Ее быстро взрослеющая дочь для того чтобы сохранить хотя бы какую-нибудь часть своего мира приватной оказалась перед необходимостью фантазировать и сочинять небылицы. Возник своего рода порочный круг: чем больше было распросов, тем больше становилось небылиц (лжи в восприятии матери) и, следовательно, тем больше становилось распросов. Более адекватное понимание всей ситуации в целом, возникшее в результате общения с психологом, позволило матери умерить свои распросы, что сразу же привело к уменьшению "лжи" со стороны дочери. Постепенно, шаг за шагом удалось восстановить взаимное недоверие между ними, наладить взаимоотношения...

К сожалению, не всегда подключение психолога к проблеме оказывается столь эффективным. Отец 19-летнего студента престижного технического вуза обратился к психологу с жалобами на психологические трудности, которые мешают его сыну в учебе. Общение с отцом, а затем и его сыном выявило у молодого человека тяжелое и запущенное психическое неблагополучие. Вкратце эта печальная история была такова: мальчик с раннего детства проявлял все признаки одаренности, особенно он интересовался биологией, но в его семье по отцовской линии на протяжении нескольких поколений мужчины были докторами физико-математических наук; постепенно, неуклонно и невзирая ни на что текущие занятия и весь дальнейший жизненный путь мальчика были отформатирован по этому образу и подобию. Его жизнь дала продольную трещину, которая на третьем курсе института обозначилась симптомами шизофрении. Отец был в отчаянии, ведь своему сыну он хотел лишь добра. Но психологическая помощь уже запоздала и пришлось прибегнуть к услугам психиатра...

Третий пример - из области супружеских отношений. На приеме у психолога молодая супружеская пара. Раздражение, обоюдные упреки и обвинения буквально висят в воздухе. Яблоко раздора - ребенок, 5-летний мальчик. Конфликт по поводу его "правильного" воспитания (жесткого и рационального в видении отца и мягкого и эмоционального в видении матери) зашел у супругов уже так далеко, что на горизонте замаячила предразводная ситуация. И хотя в глубине души они не хотели развода, общение с психологом втроем оказалось невозможным. Поэтому сначала пришлось общаться с каждым из родителей индивидуально. Было затрачено много сил и времени прежде чем удалось смягчить мускулинную и фемининную акцентуированность личности отца и личности матери, сделать их более сбалансированными медленного и трудного самопринятия подавленных и неразвитых женских и мужских аспектов в личности каждого из них. По мере такого самопринятия началась складываться "общая территория", элементы взаимопонимания, сама возможность не только слушать, но и слышать друг друга. Надо сказать, что такая психотерапевтическая работа с родителями привела к тому, что сын довольно быстро перестал быть для них "яблоком раздора", а в центре внимания оказалась необходимость отлаживания их собственных взаимоотношений...

Что наиболее эффективно и что следует выбирать родителям в зависимости от тех проблем, которые возникают?

Наиболее эффективной формы психологической помощи не существует. Я думаю также, что выбирать "эффективную для себя" форму такой помощи родители должны не сами, а в сотрудничестве и диалоге с психологом. Важно также понимать, что в том случае, если вы воспитываете своего ребенка или своих детей вдвоем, то и работать с психологом гораздо полезнее и продуктивнее именно вдвоем. В противном случае может оказаться, что тот прогресс, который будет достигнут в результате психологического консультирования одного из родителей только увеличит степень разногласия в родительской паре. Психологическое консультирование и психотерапию иногда называют "внутренним путешествием", в результате которого человек не просто открывает и приобретает нечто новое, но и многое переосмысливает, уходит, отказывается от старого, негативного в самом себе и своей жизни. Всегда лучше, если партнеры по жизни совершают такое путешествие вместе.

Что можно сказать о тренингах, о групповой форме психологической работы для родителей?

Тренинги (в том числе и для родителей), предлагаемые в настоящее время на московском психологическом рынке весьма разнообразны. Это, прежде всего, разного рода тренинги личностного роста, группы встреч, группы самопознания и т.п., оказывающие общий позитивный психотерапевтический эффект, отлаживающие сферу их самоотношений, позволяющие осознать и выразить неосознаваемые элементы эмоционального опыта, расширяющие и проясняющие сознание участников групповой работы. К более специальным тренингам можно отнести группы эффективного родительствования, коммуникативной компетентности, эффективных навыков и умений межличностного общения, направленные, как говорят сами их названия, на совершенствование способов общения человека с другими людьми, родителя с детьми, супруги с супругом и т.д.
К еще более специальным разновидностям групповой работы относятся разного рода тренинги повышения уверенности в себе, сензитивности, толерантности, эмпатичности и т.д., цель которых сводится к развитию у участников посредством последовательности специальных психологических упражнений в группе определенных личностных особенностей, характеристик, способностей: самооценки, чувствительности к собственным и чужим переживаниям, терпимости по отношению к другим людям, способности к сочувствию и сопереживанию. Те или иные виды психологических тренингов предлагают практически все психологические и психотерапевтические центры, существующие в настоящее время в Москве. Остается только выбирать. Напоследок хочу дать вам еще один совет человека, уже много лет наблюдающего рынок психологических услуг изнутри: если вам как родителю пришла в голову идея пройти психологический тренинг, постарайтесь увлечь этой идеей хотя бы часть родителей, дети которых ходят в ту же группу детского сада или школьный класс, что и ваши. В этом случае вы убиваете не одного, а сразу несколько зайцев: кроме эффектов саморазвития и самосовершенствования вы сможете приобрести еще сплоченную группу людей, которые знают и понимают друг друга, настоящую команду, которой многие совместные дела окажутся под силу. Но это еще не все, вы получите также новую, более позитивную (менне конкурентную, агрессивную, хаотичную и нетерпимую) психологическую атмосферу во взаимоотношениях ваших детей в детском саду или в школе.

Как работает с родителями Центр психологического консультирования TRIALOG и почему он так называется?

Центр TRIALOG не выделяет родителей в некую особую группу своих клиентов. Мы, конечно, выслушиваем каждого из обращающихся к нам за советом и помощью. Но даже если человек явно обращается к нам по поводу детско-родительских проблем, мы, принимая это видение, вовсе не склонны ограничивать им и себя, и нашего клиента. Достаточно часто более широкое и объемное понимание жизненной ситуации клиента приводит к тому, что его исходный запрос существенно изменяется. За "родителем" и "ребенком" мы стараемся каждый раз увидеть человека и помочь именно ему.

Название нашему Центру дало понятие "триалог", в самом общем виде означающее "разговор троих". Согласно разрабатываемому мной триалогическому подходу к психологическому консультированию и психотерапии, отношения, диалог между психологом и клиентом всегда опосредован, включает в себя еще одну, незримо присутствующую в нем третью фигуру. Со стороны психолога - это фигура конкретного супервизора, учителя психотерапевтического мастерства, носителя гуманистических ценностей и высокой культуры межличностного общения. Со стороны клиента - это фигура субвизора, конкретного и значимого для него человека, негативно влияющего на его психологическое благополучие. Согласно триалогическому подходу сущность и эффективность психотерапевтического процесса определяются тем, удасться ли (и если да, то насколько) заменить в триалоге клиента фигуру субвизора на фигуру супервизора.

А.Б.Орлов, д. психол. н., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ.

=================================================
Рассылка Trialog.ru - HE&SHE Nо 47 (декабрь 2004)
E-mail: mail@trialog.ru
www.trialog.ru
505-2-333

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 11.12.2024   
Web design - AlPite.com