Родители дошкольников: главная забота.
(от 15 сентября 2004 года )
В этом выпуске нашей рассылки мы попробуем ответить на вопросы, которые чаще всего задают родители дошкольников: Необходимо ли ребенку иметь опыт пребывания в коллективе до школы, можно ли говорить о том, что домашнее воспитание создаст проблемы общения в школе? С какого возраста целесообразно начинать посещение детского сада? Есть ли разница в психологической готовности к школе детсадовского и домашнего ребенка? Можно ли рассматривать группы развития, секции и т.п, как альтернативу детскому саду? Существуют ли и если да то, какие противопоказания для поступления в детский сад?
У многих родителей не возникает вопросов по поводу того, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад, потому что для них - это единственная, доступная возможность, при которой мама может выйти на работу. И раньше так было у большинства семей. Но в современной ситуации, когда мамы могут не работать, когда есть возможность нанять няню, когда неработающая бабушка хочет потратить свою энергию на воспитание внуков, имеется реальная альтернатива детскому саду. Вот тогда и возникает вопрос: "А нужен ли детский сад моему ребенку? А вдруг нужен? Ведь там организованные занятия, соблюдается режим дня, ребенок имеет возможность общаться со сверстниками и учится встраиваться в социальную жизнь, от которой ему никуда не деться. Ведь впереди - поступление в школу".
Итак, давайте посмотрим, какие существуют здесь "за" и "против".
Можно определенно сказать, что ребенок, у которого до школы был опыт общения со сверстниками быстрее и лучше встраивается в коллектив класса, адаптируется к учебному процессу и строит свои отношения с учителем. Конечно, опыт такого общения можно получить не только в группе детского сада, но и в специальной группе краткосрочного пребывания в детском саду, и на занятиях в группе подготовки к школе, которые сейчас организованы повсеместно. Таким образом, если ребенок не посещал детского сада, то целесообразно за год до поступления в школу начать посещать подобные занятия. И дело здесь не только в том, чтобы получить необходимые знания для поступления в школу (ведь не секрет, что зачастую домашние дети начитаны и подготовлены лучше детсадовских детей), а в том, чтобы научиться вести себя на занятиях, не бояться чужих взрослых, уметь строить отношения с ребятами.
Однако, все это вовсе не означает, что ребенок не получивший такого опыта совсем не сможет адаптироваться к школе, просто для этого ему понадобится больше сил и времени в первом классе, от него потребуется больше эмоциональных затрат на этот процесс. Подобные издержки могут поначалу отразиться на результатах его учебы, но, слава Богу, в наших школах не ставят отметок на первом году обучения. И у малыша будет возможность и время, для того, чтобы научиться общению с другими детьми и другими взрослыми.
Следует отметить также, что личный опыт не является единственным фактором, влияющим на то, как общается ребенок. Качество общения зависит еще от индивидуальных особенностей самого ребенка, состояния его здоровья, эмоционального благополучия в семье, а также того, как с ним общаются близкие люди. Проблемы в этих сферах не замедлят сказаться на сложностях общения и в детском саду, и в школе. Решать подобные проблемы всегда нужно индивидуально, и здесь не может быть никаких универсальных рецептов.
Если родители настроились на то, чтобы определить ребенка в детский сад, то они неизменно зададутся вопросом, в каком возрасте это лучше делать?
С учетом всего того, что уже было сказано, пятилетний возраст ребенка, начинающего посещать детский сад, - оптимален для успешной подготовки ребенка к школе. Можно, конечно, отдать ребенка в детский сад и раньше, но, на наш взгляд, это следует делать только в том случае, если в этом есть настоятельная необходимость. И все же, общее правило можно сформулировать следующим образом: чем позже, тем лучше. Не будем забывать, что первые годы жизни - самые важные для интеллектуального, эмоционального и физического развития ребенка.
Исследования в области возрастной и педагогической психологии убедительно свидетельствуют о следующем непреложном факте: для своего полноценного развития (соматического и физического, интеллектуального и эмоционального, социального и индивидуального, нравственного и духовного) ребенок нуждается в регулярном взаимодействии с людьми, длительное время находящимися с ним в эмоциональной связи и озабоченными его благополучием и развитием. Подобные условия для полноценного человеческого развития может создать только семья. Только в общении с близким человеком ребенок может продуктивно познавать и окружающий мир, и самого себя, гармонично и полноценно развивая все свои способности и потенциалы. Никакая, даже самая лучшая методика обучения и воспитания в детском саду не даст ему того, что он сможет получить дома в обстановке эмоционального комфорта.
Стресс, - этот неизменный (хотя и не всегда заметный) спутник пребывания ребенка в детском саду, частые болезни, отсутствие индивидуального подхода - все это непременно скажется на развитии ребенка. И зачастую родители маленького ребенка, которым хочется с помощью детского сада решить те или иные (прежде всего свои!) проблемы, через некоторое время могут оказаться в ситуации, где такого рода проблем окажется еще больше.
Таким образом, для детей раннего возраста (до 3-х лет) детский сад не рекомендуется. Но где-то между тремя и пятью годами ребенок может начинать ходить в садик.
Важно понимать, что психологическая готовность ребенка к школе однозначно не определяется тем обстоятельством, посещал ли ребенок детский сад или находился дома. Психологическая готовность к школе предполагает мотивированность ребенка в учебе, зрелость его нервной системы, сформированность тонкой моторики, развитость его речи и мышления. Ребенок с одинаковым успехом может развиваться и в детском саду, и дома, и в группах подготовки к школе, и в ходе занятий с частными преподавателями.
Главным критерием того, хорошо ребенку в саду или плохо может быть только сам ребенок, его эмоциональное состояние. Дети (не в меньшей степени, чем взрослые) сильно отличаются друг от друга. То, что может нравиться одному, не нравится другому; то, что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Некоторые дети с удовольствием посещают детский сад, хорошо встраиваются в коллектив, эмоционально устойчивы к воспитательным воздействиям. Другие дети плачут, одиноко сидят в углу, болезненно реагируют на крики и замечания в свой адрес. У одних адаптация к новым условиям протекает быстро, другие вообще не могут привыкнуть, много плачут, начинают болеть, наотрез отказываются ходить в сад. Причем, чем больше ваш ребенок выделяется из группы сверстников, чем более он своеобразен, наделен яркими способностями, тем сложнее будет он привыкать к детскому саду.
Важно, что бы родители понимали, что, домашнее образование и образование в детском саду - вовсе не альтернатива, а всего лишь возможные варианты. В конечном счете, ответственность за степень готовности ребенка к школе лежит не на работниках детских садов и других образовательных структурах, а на самих родителях. Именно они ответственны за выбор той траектории образования, которая оптимальна для их ребенка. В любом случае, самое разумное решение обсуждаемых нами проблем для родителей состоит в том, чтобы создать для ребенка обстановку эмоционального благополучия, ведь только в такой обстановке он сможет расти здоровым, полноценно и всесторонне развиваться.
Л.И.Двуреченская, сотрудник Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, dvurechenskaya@trialog.ru