Современная семья (часть V. На историческом распутье).
(от 2 апреля 2004 года )
"Я бежал и бежал, сквозь вихорь и мрак, срывая двери с петель, я знал, что поезд "Москва-Петушки" летит под откос. Вздымались вагоны - и снова проваливались, как одержимые одурью... И тогда я зашатался крикнул: - О-о-о-о-о! Посто-о-ойте!.. А-а-а-а!".
В.Ерофеев "Москва-Петушки".
"Я прошу вас остановить поезд,- нетерпеливо сказал молодой человек, ... если что-нибудь не так с этим туннелем, чего вы сами не в состоянии объяснить, вы обязаны остановить поезд".
Ф.Дюрренматт "Туннель".
"Ребенок - это колония взрослых".
А.Менегетти "Онтопедагогика".
Мир в котором мы живем сейчас, кардинальным образом отличается от мира, в котором жили наши бабушки и дедушки. Развитие человечества впервые вступило в период так называемых глобальных проблем, или, точнее, развитие мира человека породило, создало эти глобальные проблемы. И теперь, как никогда раньше, становится очевидно, что трансляция культуры от одного поколения другому по "старым колеям" неминуемо приведет мир к тотальной (военной или экологической) катастрофе. Очевидно также, что выход из создавшегося положения сейчас уже нелепо искать в неких "преимуществах" более прогрессивных социальных систем. Все социальные системы, как показывает исторический опыт, являются генераторами и источниками глобальных проблем в современном мире. Традиционная семья - один из важнейших трансляторов этих проблем в современном обществе.
Когда я слышу слово "семья", то представляю не людей, образующих ее, не "родителей" и "детей", не "мужа", "жену" и "ребенка" и т.д., но особое качество межличностных отношений, которое можно назвать любовью. Без любви нет семьи. Есть группа, коллектив, экспедиция, отряд, клан, банда - что угодно, но нет семьи. Более того, семья там и только там, - где любовь.
Обычно же полагают иначе: любовь - это лишь этап, почти эфемерный момент в жизни семьи; любовь приходит и уходит, а семья остается; семья - это устойчивая, фиксированная и четко
очерченная система ролей и функций, семья - это социальный механизм, почти машина. Ее задачи просты и понятны - удовлетворение основных, базальных потребностей как ее членов, так и общества в целом; показательно в этой связи, что само слово "семья" происходит от латинского "fames" - "голод". Семья удовлетворяет "голод" своих членов, она удовлетворяет и "голод" общества своими членами (в качестве рабочих, солдат, служащих, потребителей, вкладчиков и т.д. и т.п.). Такова "традиционная семья". Но "семья" - это еще и "семь Я": не хлебом единым жив человек.
Как показывают многочисленные социологические и психологические исследования, а также данные социальной статистики, традиционная семья во всем мире испытывает нарастающий стресс, главная причина которого состоит в резкой динамизации, ускорении социальных процессов, жизни в целом. Стереотипизация межличностных отношений, низведение людей до ролей и функций, представляющие собой "плоть и кровь" традиционной семьи, приходят во все большее противоречие с растущей мобильностью, вариативностью и открытостью современного мира, с его нуждой в гуманности.
В этих стрессовых условиях конкретная семья может эволюционировать по трем различным направлениям. Она может: а) не выдержать напряжения и распасться; б) "выдержать" стресс за
счет упрочения себя, т.е. своих стереотипов, изживать этот стресс в психических и психосоматических расстройствах; в) трансформироваться в "новую семью", для которой развитие системы супружеских и детско-родительских межличностных отношений неразрывно связано с преодолением, трансцендированием их стереотипных границ, обретением ими качества любви. На мой взгляд, совершенно ясно, что лишь третий вариант развития семьи имеет гуманную и, следовательно, историческую перспективу.
Один из аспектов становления такой "новой семьи" неразрывно связан с пересмотром комплекса традиционных представлений о соотношении мира взрослых и мира детей, взрослости и детства.
Традиционные принципы отношений между миром взрослости и миром детства.
В соответствии с традиционным пониманием мир человека - это мир взрослого человека. Мир детей является пусть важным, но все же элементом мира взрослых. Более того, мир взрослых
формирует мир детей по своему образу и подобию. Однако воспроизводство мира взрослых сейчас неразрывно связано с воспроизводством глобальных проблем этого мира. Воспроизведение се-
годняшнего отношения к потенциальному противнику, сегодняшнего отношения к природа уже в следующем поколении может привести к самым катастрофическим последствиям.
Как же преодолеть тот порочный круг, когда трансляция опыта мира взрослых через семью и другие институты социализации в процессе обучения и воспитания детей воспроизводит мир
взрослых со всеми его нерешенными и все более обостряющимися глобальными проблемами? Ясно одно, - учить и воспитывать детей так, как взрослые делали это раньше, сейчас уже нельзя.
Глубоко порочна, на мой взгляд, и идей о том, что нужно улучшать существующее семейное и общественное обучение и воспитание: любые решения на этом пути лишь ускорят существующий
"прогресс" мира взрослых. Необходимо, по-видимому, пересмотреть, а затем и перестроить сами основания отношений между миром взрослых и миром детей.
Традиционные принципы отношений между этими мирами, как в конкретной семье так и в обществе в целом, можно сформулировать следующим образом:
- принцип субординации - мир детства - часть мира взрослых, часть неравноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям; мир детства -
несамостоятельный придаток мира взрослых, его "обоз", его "склад заготовок", его "материал";
- принцип монологизма - мир детства - мир учеников и воспитанников, мир взрослых - мир учителей и воспитателей; мир детства - чистая потенция, лишенная своего собственного и
ценного для мира взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; взаимодействие этих субординированных миров
монологично и однонаправлено априори, содержание этого взаимодействия транслируется только в одном направлении - от взрослых (родителей, воспитателей, учителей) к детям;
- принцип произвола - мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых, всегда лишь воспринимал воздействия мира взрослых, но никогда не воздействовал на него;
- принцип контроля - мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль традиционно рассматривался как необходимый элемент процессов семейного и общественного обучения и воспитания, обеспечивающих фактически принудительную ассимиляцию мира детства миром взрослых;
-принцип взросления - развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, то есть планомерное движение детей по созданной миром взрослых "лестнице" возрастов; в соответствии с данным принципом мир детства обречен на взросление; нарушения процесса взросления традиционно оценивались взрослыми как аномалии, а все виды и проявления инфантилизма - как
следствия физических или психических заболеваний; напротив, нормальное взросление связывалось, как правило, с рождением так называемой полноценной, то есть социально адаптированной личности;
- принцип инициации - во всех обществах всегда существовали граница между миром детства и миром взрослых и процедуры инициации, то есть перевода человека из одного мира в другой;
такой раздел миров всегда сочетался, однако, с глубоким вторжением мира взрослых в мир детства, с глубоким и всесторонним инициированием проявлений взрослости;
- принцип деформации - мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых; подлинная природа, "чистая культура" мира детства взрослым фактически неизвестна, так как в любом из детских возрастов мир взрослых видит только проявления взрослости или отклонения от этих проявлений (инфантилизм, невоспитанность, необученность и т.п.).
Традиционные отношения между миром взрослости и миром детства составляют комплекс наиболее устойчивых и ригидных, на мой взгляд, стереотипов нашей цивилизации. Неудивительно поэтому, что развитие современной системы семейного и общественного воспитания детей проходило под мощным и плохо осознаваемым влиянием этих стереотипов. Основные идеи педагогической практики во многом стали производными от традиционных принципов построения отношений между миром взрослых и миром детей, сложились в рамках центрированной на мире взрослых, ассимилятивной парадигмы.
Ценности мира взрослых и глобальные проблемы
Если же теперь мы рассмотрим ценности, наиболее характерные для всех периодов развития человечества, то увидим, что мир взрослости как таковой, в целом - это мир всегда стремившийся и стремящийся поныне к экономическому, политическому и интеллектуальному могуществу. Иначе говоря, мир взрослых - это мир, кумирами которого всегда были и остаются по сей день богатство, власть и рассудок. Все эти три компонента могущества теснейшим образом взаимосвязаны в мире взрослости, именно они определяют по большому счету все области и сферы его материальной и духовной жизни. Именно господство этих "общечеловеческих" ценностей в современном мире, оказавшемся теперь в полной зависимости от собственной практики, порождает все глобальные проблемы: стремление к богатству порождает безграничную эксплуатацию природы, безудержный и дисгармоничный рост промышленности и т.д. и, в результате, - экологическую проблему; стремление к власти ведет к неконтролируемой
гонке вооружений, непрекращающимся схваткам за передел мира и расширение сфер влияния, к локальным и региональным войнам и т.д. и, в результате, - к нарастающей угрозе термоядерной
войны; стремление к интеллектуальному превосходству порождает неконтролируемое развитие науки, так называемый "научно-технический прогресс", объективно обслуживающий прежде всего
экономику и политику и являющийся сейчас подлинным катализатором тех угроз, которые создала природе и всеобщему миру современная цивилизация.
Есть ли выход из этого "заколдованного круга", в котором каждое новое поколение, обучаясь и воспитываясь в соответствии с ценностями и установками мира взрослых, неуклонно и со все возрастающим ускорением толкает цивилизацию по явно тупиковому пути обострения глобальных проблем? Еще в начале прошлого века этих проблем просто на существовало, природа казалась
неисчерпаемой, а планета - бессмертной. Всего за несколько десятилетий ситуация кардинальным образом изменилась. Буквально на наших глазах "туннель", по которому "поезд" цивилизации движется в будущее, становится "шахтой" в небытие. Мир взрослого могущества оказывается бессильным решить свои проблемы, само его существование подвешено сейчас на тончайшей нити, которая может оборваться в любой момент. Единственный путь выживания и спасения - отказ от господствующих ценностей этого мира. Для того, чтобы сохранить мир взрослости, нужно, стало быть отказаться от него, от самой его сущности. Более того, мир взрослости должен отказаться и от своего традиционного отношения к миру детства, от всех оснований и принципов этого отношения.
Мир взрослости будет вынужден сделать это при следующих двух основных условиях. Во-первых, он должен понять и осознать окончательно, что сам по себе, продолжая движение по своим накатанным "рельсам", развиваясь исключительно по своей логике, по своим законам, он неминуемо обречен; он должен почувствовать угрозу собственного уничтожения как угрозу неотвратимую и смертельную; он должен почувствовать себя (и быть может не один раз) на самом краю пропасти, чтобы иметь возможность заглянуть в нее. Во-вторых, он должен столь же отчетливо понять, что возможность выживания и спасения, возможность альтернативного пути развития всегда сопутствовала миру взрослых, оставаясь при этом незамеченной и непонятой, и что эта возможность - в мире детства.
Новая психология детства
Слабый может спасти сильного, бедный - богатого, наивный - умного. Эта старая истина Нового Завета почти две тысячи лет фактически игнорировалась миром взрослых как одна из издержек
его "чрезмерной метафоричности". А между тем все Евангелия пронизаны совершенно особым, уважительным и почтительным отношением к детям и детству. В качестве примера приведу всего лишь одну цитату. В Евангелии от Матфея (18,1-14) говорится, что однажды "... ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царствии Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствии Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного их малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. ...Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих...".
В ХIХ в. эту же истину проповедовал Ф.М.Достоевский, открыто оспоривший "счастье" мира взрослости, построенное на загубленной жизни ребенка. Особость, особенность мира детства Ф.М.Достоевский воспринимал обостренно. Он писал:"Дети, пока дети, до семи лет например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою породой." В ХХ в. эта истина перешла от Л.Н.Толстого к Я.Корчаку и А.Сент-Экзюпери - подлинным идеологам новой человечности. Все эти люди каким-то непонятным образом, недоступным подавляющему большинству взрослых, были способны воспринимать природу, "чистую культуру" мира детства, позволяли ей быть такой, какова она есть, умели вступать в диалог с этой культурой. Г.Гольдшмит (то бишь Я.Корчак) с глубочайшим сарказмом писал о том, что "лысая наука, даже нацепив на нос очки", не может разглядеть в ребенке "плененного царевича". Вот лишь один из примеров: "...исследователи решили - пишет он - что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями, ребенок - импульсивен, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти
воображения; у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний. Ребенка изучают не как отличающуюся, а как низшую, более сла-
бую и бедную психическую организацию. Будто все взрослые - ученые профессора. А взрослый - это сплошной винегрет, захолустье взглядов и убеждений, психология стада, суеверие и
привычки, легкомысленные поступки отцов и матерей, взрослая жизнь сплошь, от начала до конца, безответственна!".
Но может быть уже пора этой "парадоксальной", эзотерично-эмоционально выраженной идеологии находиться в жесткой оппозиции к науке? Мне представляется, что сейчас, в самом начале ХХI в. функцию отдельных идеологов-гуманистов должна воспринять новая психология детства. Она призвана показать миру взрослости подлинное содержание и предназначение мира детства.
Столь характерные для нашего времени попытки переосмысления базовых ценностей мира взрослости создают благоприятные условия и для переоценки ценностей и стереотипов в психологии детства. И прежде всего должна быть пересмотрена господствующая здесь ассимилятивная парадигма, сами основания и принципы отношений между миром взрослых и миром детей. Одна из первостепенных задач новой, гуманистической психологии детства заключается в том, чтобы на языке научных фактов обосновать законность такого пересмотра.
Принципы новых отношений между миром взрослости и миром детства можно сформулировать следующим образом:
- принцип равенства - мир детства и мир взрослости как в конкретной семье, так и в обществе в целом - совершенно равноправные части (моменты, аспекты) мира человека, их "достоинства" и "недостатки" гармонично дополняют друг друга;
- принцип диалогизма - мир детства, также как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости - концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью, то есть духовностью и нравственностью; взаимодействие этих двух миров должно строиться как диалогичный и целостный "учебно-воспитательный" процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, - движение содержания мира детства в
мир взрослости;
- принцип сосуществования - мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывать друг другу своих ценностей и
законов; любая акция одного из этих миров не должна наносить ущерба другому и, прежде всего, мир взрослых должен принять как закон следующее положение: дети не должны страдать от
действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались;
- принцип свободы - мир взрослости должен снять все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был,
обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей;
- принцип соразвития - развитие мира детства - процесс параллельный развитию мира взрослости; аномалией процесса развития является лишь остановка самоактуализации как ребенка, так и взрослого, то есть любая стагнация "учебно-воспитательного процесса"; изменение хронологического возраста человека в сочетании с его развитием есть одновременно и его взросление (эффект обучения, приобщения к миру взрослости), и его инфантилизация (эффект воспитания, приобщения к миру детства); цель развития любого человека - прогрессирующая
гармонизация Сущности и Личности как психологических начал (инстанций) мира детства и мира взрослости;
- принцип единства - мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единую семью, единый мир людей; между этими мирами не должно быть какой бы то ни было (возрастной, конвенциональной и т.п.) границы, не ппреодолев которую человек является ребенком, а преодолев - взрослым;
- принцип принятия - особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, - безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам,
параметрам и оценкам "взрослости" и "детскости".
Таким образом, новый взгляд на психологию детства заключается в преодолении традиционных стереотипов в отношениях между миром взрослости и миром детства и выработке новой, гуманистической парадигмы - аккомодативной или центрированной на мире детства, в создании новых, отвечающих данной парадигме принципов, идей, концепций, гипотез и методов. Свою основную задачу гуманистическая психология детства должна видеть не в разработке все более изощренных средств и способов, методов и технологий ассимиляции мира детства миром взрослости, а в создании психолого-педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства в целях их гармонизации и совместного продуктивного развития. Для этого психология детства должна доказать и показать с помощью научных фактов существование "чистой культуры" детства, должна обеспечить ее существования рядом с миром взрослости.
Только так будут созданы условия для подлинного диалога мира взрослости с миром детства и будет преодолен "диалог" взрослых со своими собственными порождениями и двойниками в мире детства. Только так - через подлинный диалог с другим, а не через мнимый диалог с самим собой в другом - мир взрослости сможет получить качественно иное (пока ему глубоко чуждое) содержание и, тем самым, обогатиться, претерпеть качественное развитие, так как в самом мире взрослости как таковом есть лишь видимость развития, сводящегося в действительности к аккумуляции органически присущих ему проблем и противоречий и к увеличению их масштаба. В результате такого диалога, содержательного взаимодействия мира взрослости и мира детства "взрослые" и "дети" станут в будущем (если, конечно, этому будущему вообще суждено быть) совершенно непохожим на сегодняшних взрослых и детей.
Мир детства - разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы. Дети - подлинные миротворцы будущего и терапевты настоящего. Современный мир взрослых болен, путь в будущее закрыт для него. У мира взрослых нет выбора: он перестанет (и уже перестает) существовать, если не сможет увидеть и принять мир детства в его самоценности. Только так (то есть только вместе с миром детства) мир взрослости получит возможность войти в будущее, но уже как мир нового (в буквальном смысле слова) человека и новой (уже без кавычек) семьи.
А.Б.Орлов