Дошкольники.
(от 15 сентября 2003 года )
В соответствии с традиционными представлениями отечественной возрастной психологии (см., например, Кулагина, 1996; Мухина, 1997) принято считать, что проблематика пола, полового самоопределения и самосознания обретает ведущую роль и начинает активно формировать личность, сознание, деятельность и общение человека лишь в подростковом возрасте. До этого возрастного периода основные и главные "точки роста" его психики - это эмоциональное общение со значимыми взрослыми, предметно-манипулятивная деятельность с объектами окружения и разного рода игры со сверстниками, но отнюдь не сложная, малопонятная для маленьких детей, "взрослая" оппозиция HE&SHE, которая имет в эти годы лишь факультативное значение.
Сразу же отметим, что такая концепция дошкольного детства явно противоречит психоаналитической традиции, уделяющей чрезвычайное внимание развитию ранней детской сексуальности. Однако это противоречие долгое время рассматривалось как лишь следствие ложных буржуазных воззрений на человека и ошибочных представлений об основных движущих силах его развития.
Вместе с тем, результаты современных эмпирических (как зарубежных, так и отечественных) психологических исследований позволяют усомниться в истинности идеи о периферийном характере проблематики пола в дошкольном детстве. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на одно из такого рода исследований (Душкина, 2003). Автор этой работы изучала взаимосвязи между структурой сознания детей-дошкольников 5-6 лет и особенностями взаимоотношений их родителей. О чем же свидетельствуют основные результаты этого исследования?
Диагносцировав с помощью батареи психологических методик выборку отцов, матерей и детей дошкольников из 30 полных семей (представляющих верхний средний слой жителей столичного мегаполиса), автор показала, что:
- в выборке родителей отсутствуют явно маскулинные и фемининные личности; иначе говоря, личностные установки респондентов-мужчин (отцов) оказались феминизированными, а респондентов-женщин (матерей) - маскулинизированными;
- в изучавшихся семьях существует межличностный конфликт между реальными унисексуальными установками родителей, реально демонстрируемыми ими гендерными сценариями и традиционными (бисексуальными, маскулинными и фемининными, соответственно) стереотипами и ожиданиями отцов и матерей;
- чем сильнее выражена указанная рассогласованность между родительскими установками и стереотипами, тем дисфункциональнее оказываются семьи как трансляторы полоролевых стереотипов;
- в то же самое время, чем сильнее выражена указанная рассогласованность между родительскими установками и стереотипами, тем интенсивнее обнаруживает себя развитие полоролевого компонента Я-концепции ребенка-дошкольника.
Было показано также, что Я-концепция ребенка представляет собой системное интегративное образование, имеющее иерархическую пятикомпонентную структуру, складывающуюся из концепции ценностей, концепции номинаций, концепции возраста, концепции социума и концепции пола. В старшем дошкольном возрасте ведущим компонентом этой структуры становится полоролевое самосознание. Данный период можно считать сензитивным для становления гендерной схемы и концепции пола, поскольку именно этот элемент Я-концепции является наиболее динамично развивающимся и оказывающим наибольшее влияние на другие компоненты Я-концепции. Более того, уровень становления Я-концепции старшего дошкольника в целом может быть определен через степень сформированности его гендерной схемы.
Резюмируя эти результаты можно сказать, что сексуализация самосознания старших дошкольников оказывается парадоксальным следствием унисексуализации установок родителей: осознание ребенком себя прежде всего в качестве либо мальчика, либо девочки оказывается реакцией на маскулинизацию матерей и феминизацию отцов. Или: сексуализация детей есть следствие унисексуализации взрослых.
Подобные результаты свидетельствуют о многом. Конечно, сейчас достаточно трудно с полной уверенностью сказать как именно и в каком направлении пойдет дальнейшее полоролевое развитие как данной выборки детей, так и современных старших дошкольников в целом. Однако явно просматривающиеся в настоящее время тенденции в мире как подростков, так и взрослых (родителей) - маскулинизация женщин и феминизация мужчин, унисексуализация гендерных сценариев в целом (наблюдающиеся особенно явно именно в передовых, "продвинутых" эшелонах социокультурного и личностного развития), - являются хотя и косвенными, но весьма убедительными свидетельствами и гарантами дальнейшей "реактивной сексуализации" мира детства.
А.Б.Орлов.