Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая)
(от 1 мая 2008 года )
Есть ли альтернатива вот этому, такому, конкретному воспитанию? Понятно, что этот вопрос не является новым. Однако во все времена решался он только за счет того, что одной (якобы плохой) системе воспитания противопоставлялась другая (якобы хорошая) воспитательная система. Совсем как в абсолютно любой семье, когда в конкуренции оказываются ценности отца и матери. На фоне этой воистину бесконечной борьбы какая-то Столетняя война кажется пустячной и мимолетной размолвкой.
Поставим вопрос иначе: есть ли альтернатива любому воспитанию, воспитанию вообще? Такую постановку вопроса уже не назовешь старой.
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте для начала посмотрим на «объект» воспитания, на самого ребенка, появление которого собственно и запускает в ход весь этот жуткий механизм.
Вот перед нашим умственным взором новорожденный - крошечное живое человеческое существо. Главное и единственное, что ему действительно нужно, - это жизнь. Ее вы ему уже дали. Единственное, что он явно ищет, - это эмоциональный комфорт: всякое нарушение такого комфорта, вызванное, например, переохлаждением или перегревом, голодом или жаждой, бедной сенсорной средой или отсутствием общения с людьми, вызывает явное неудовольствие. Всем своим видом он как бы говорит нам: «Жизнь у меня уже есть, теперь мне нужны только нормальные условия для этой жизни». Они нужны ему для того, чтобы жить, реализуя все свои потенциальные возможности, способности и таланты. Жизнь нуждается в именно таком питании. Похоже, что ей ничего больше не нужно.
Однако мы, взрослые с самого начала отнюдь не желаем ограничиваться одним лишь питанием. Нам нужно больше, мы не какие-то там питатели и кормилицы, мы воспитатели. Самый простой пример – грудное кормление. Уже в нем начинает жить воспитание, когда мать (а сплошь и рядом и отец) начинает считать, что она (а сплошь и рядом и он) лучше знает как, когда и сколько.
Итак, питание или воспитание? Интересно выглядит это различение в словаре Владимира Даля: воспитывать в общем смысле – «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его». Но кроме этого общего определения есть воспитание в низшем значении – «кормить и одевать до возраста» и воспитание в высшем значении – «научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно» (курсив мой – А.О.).
Однако давайте задумаемся: «Чья жизнь имеется в виду?» Вроде бы все понятно и однозначно, конечно же, жизнь ребенка. Но с чьей точки зрения мы смотрим на эту жизнь?
Если мы смотрим на нее извне, исключительно со своей собственной (родительской) точки зрения, то мы не просто видим, мы, конечно же, отлично знаем, что именно нужно ребенку для жизни. Кто же еще кроме взрослых знает, что ему нужно для жизни?
Если же мы попробуем взглянуть на эту жизнь изнутри, с точки зрения самого ребенка, то понять, что именно нужно его жизни не так-то просто. Во всяком случае, в данном случае совершенно понятно, что нужно искать ответ у самой этой жизни.
Итак, воспитание - это подгонка другой жизни под свои собственные ценности и представления. Альтернатива воспитанию – питание, кормление чужой жизни тем, в чем эта жизнь в данный момент больше всего нуждается.
А теперь вернемся к началу: появился ребенок. Если и мать, и отец начинают его воспитывать, возникают все те воспитательные коллизии, с рассмотрения которых мы начали эту статью. Если же они начинают питать его жизнь и «хлебом», и «духом», то, эти коллизии просто не могут состояться. Где нет разных образов желанного существа, а есть лишь один образ существа нуждающегося, там нет и разногласия. Нет двух воспитаний, есть один процесс питания. Нет предмета для конфронтаций, нет войны.
Да и для ребенка ситуация «отсроченной шизофрении» просто не существует. Он не должен выбирать: либо холод, либо тепло, либо вода, либо хлеб. Этот выбор за него делает его собственная жизнь. В одни моменты он может ценить и любить одно, а в других - другое. И обратите внимание, - в такой ситуации, в ситуации питания нет выбора, а есть лишь предназначение и свобода как осознаваемая родителями потребность самой жизни их ребенка.
А.Б.Орлов, д. психол. н., проф., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, orlov@trialog.ru