Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Клиент – человек, слушающийся своего субвизора. Терапевт – человек, слышащий своего супервизора»
Александр Орлов
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая)

(от 27 марта 2008 года )

Приходит время, когда в семье появляется ребенок. Это событие автоматически делает родителей воспитателями.
Психологи знают, что появление ребенка в семье есть кризис, проявляющийся в самых разных проблемах. Одна из них состоит в следующем. Ребенок - эта смесь, амальгама родителей, должен быть и стать кем-то и каким-то. Образ этого желанного существа есть у каждого из родителей, но беда заключается в том, что их образы разнятся, потому что разнятся сами родители. Допустим, один из воспитателей видит свое чадо в жизненной перспективе сильным и твердым, несгибаемым борцом с трудностями жизни, тогда как для другого важны и желательны другие приоритеты - общительность, радушие, гостеприимство. Примеры подобных несовпадений можно приумножать до бесконечности.
Суть же заключается в том, что для любой пары воспитателей существует и расхождение в системах ценностей и соответствующие расхождения в методах воспитания. Таким образом, ребенок всегда оказывается на пересечении двух воспитательных процессов. Поэтому, когда говорят воспитание, семейное воспитание, - не верьте. На самом деле всегда существуют воспитания, как минимум два воспитания.
Такая ситуация создает, с одной стороны, бесконечную коллизию между родителями как воспитателями, порождает конфликты, которым в принципе не видно конца, и которые своей абсурдностью и упорством сторон могут сравниться только с войнами «остроконечников» и «тупоконечников» в Лилипутии Джонатана Свифта.
С другой стороны, неизбежная коллизия двух воспитательных систем ставит в очень трудную ситуацию, ситуацию своего рода «отсроченной шизофрении» сам «объект» воспитания - ребенка. Недавно от одного замечательного семилетнего мальчика я услышал такую фразу: «Когда со мной говорит моя мама, мне кажется, что она во всем права, а когда со мной говорит мой папа, я думаю, что во всем прав он».
Могут ли в такой ситуации сделать выбор родители, чтобы наконец-то «прийти к одному концу»? Я думаю, что такой выбор невозможен. Невозможен потому, что для любого родителя он означает отказ от самого себя. Даже если один из них и идет на частичные уступки, чтобы сохранить хотя бы часть обеденного сервиза, то делается это лишь на словах. Пройдет совсем немного времени, и «отказавшийся» с упорством достойным лучшего применения опять поднимет свое «тупоконечное» (или «остроконечное») знамя, совсем не думая об остатках семейного фарфора.
Может быть, в такой ситуации выбор за родителей может сделать их ребенок. Мне так совсем не кажется. Да, конечно, он может испытывать разную степень близости к маме и папе. Он может испытывать свои симпатии и антипатии в отношениях с ними, но сделать принципиальный выбор он не может в силу следующих обстоятельств.
Во-первых, оба родителя ценны и уникальны для него на экзистенциальном уровне, поэтому любые его движения «к» и «от» - это лишь движения на поверхностном, ситуативном, эмоциональном уровне. Во-вторых, принципиальный выбор для ребенка невозможен еще и в силу того обстоятельства, что обе родительские ценностные системы не являются его ценностями и в равной степени чужды и безразличны ему. В-третьих, ребенок не понимает происходящего. Он пойман противоречивым раскладом сил притяжения и отталкивания. Он пойман множащейся коллизией, ее паутиной.
И кажется, что из этой то затихающей, то разгорающейся с новой силой войны всех против всех нет никакого выхода. Выбор невозможен в принципе. Остается лишь жить в этом бесконечном кошмаре взаимонепонимания, маневров, раздражения и ненависти. А новые повороты жизни не дают угаснуть этому «домашнему очагу».
Мы знаем, что все большее число заключенных браков распадаются. Не последнюю роль в этом процессе играет рассматриваемая нами воспитательная коллизия. Однако и развод - не выход, поскольку любой новый союз, доживающий до рождения ребенка, вновь восстанавливает коллизию целиком и полностью. Неужели не остается ничего другого как, посетовав на несовершенство этого мира, влачить прежнее существование?
Один очень мудрый человек сказал как-то: «Родителям нечего передать своим детям, кроме своих болезней». В самой идее передачи (воспитания) есть нечто глубоко порочное, если принять во внимание то, что мы, как взрослые, из себя представляем.
Генрих Гольдшмидт (Януш Корчак) – великий педагог-гуманист, - которого трудно упрекнуть в незнании вопроса, дал воспитателю-взрослому такую характеристику: «это сплошной винегрет, захолустье взглядов и убеждений, психология стада, суеверие и привычки, легкомысленные поступки». Вот лишь малая часть болезней, которые мы передаем нашим детям. И более того, за саму возможность передавать все это мы так отчаянно боремся со своей прекрасной (или сильной) половиной, совершенно не отдавая себе отчет, что (вос)питание этим «винегретом» может вызвать у ребенка в лучшем случае «несварение», а в худшем – «отравление».
Если говорить определеннее, то воспитание оказывается сплошь и рядом инфицированием ребенка, при котором в качестве «болезнетворных бактерий» им усваиваются осколки наших ценностных систем. Изначально чуждые ребенку, его собственной жизни ценности, нормы и директивы внедряются в его внутренний мир. Со временем они превращаются в злокачественные «психологические новообразования» (термин из лексикона отечественной педагогической психологии). Вот в чем мы все с разной степенью успешности принимаем участие.
(Окончание следует…)
А.Б.Орлов, д. психол. н., проф., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, orlov@trialog.ru

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 11.12.2024   
Web design - AlPite.com