Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a.
(от 15 февраля 2007 года )
Вита Малыгина, Дарья Михеева и Анн-Лор Ганнак, редакторы журнала PSYCHOLOGIES обратились к российским и французским психотерапевтам, детским психологам, психоаналитикам и психиатрам, помогающим своим клиентам в налаживании детско-родительских отношений, с вопросами о том, как они сами обращаются со своими собственными детьми.
Эти вопросы были заданы и директору TRIALOG'а, дочери которого сейчас 32 года, а сыновьям - 11 и 9 лет.
Поскольку тема наказаний, используемых родителями в отношении детей, напрямую затрагивает проблематику нашей рассылки HE&SHE, мы сделали из материала интервью очередной выпуск.
==============================================
Вопрос Psychologies: Что Вы считаете наказанием? Это определенные санкции, меры, лишения, слова, какие-то другие воздействия?
Ответ психолога: Я считаю наказанием все то (санкции, меры, лишения, слова, любые другие воздействия), что вызывает негативные переживания у наказываемого, что блокирует в наказываемом движение жизни, препятствует удовлетворению его потребностей и стремлений. Например, можно лишить ребенка желанной прогулки на свежем воздухе, можно ограничить его подвижность фиксированным местом, можно негативно оценить, можно причинить дискомфорт или боль.
Вопрос Psychologies: Наказывали/наказываете ли Вы своих детей? Если да, то расскажите, пожалуйста, как именно. Если нет, то в двух словах обрисуйте свой способ регулировать поведение детей, когда это необходимо.
Ответ психолога: Конечно, я наказывал, наказываю и, к сожалению, скорее всего, буду наказывать своих детей. Хотя я понимаю, что это и нехорошо, и неправильно. Но человек слаб и неидеален. Конечно, я не стремлюсь наказывать своих детей, в этом смысле наказания не являются для меня необходимой и сколько-нибудь оправданной частью воспитательной системы. Просто, время от времени, я выхожу из себя, не справляюсь с самим собой, и в этом состоянии я могу накричать на детей, могу сказать им что-то обидное, несправедливое, могу чего-то не дать им (например, своего обычной отзывчивости и внимания к их играм, делам и заботам), могу даже толкнуть, потащить или отшлепать их. Каждый раз, когда такое случается, я потом испытываю неловкость и чувство сожаления. Иногда меня хватает на то, чтобы признать свою неправоту и вину. Но подчас я просто прихожу в себя, и все как бы встает на свои места. Но так бывает обычно тогда, когда я не справляюсь с собой, со своими обстоятельствами и фактически дети попадают под горячую руку. Я думаю, что невозможно оставаться живым, естественным и вовсе не наказывать детей.
При этом для меня важно другое: могу ли я действовать иначе и как часто я могу так действовать. Что для меня противостоит наказаниям? Когда я в относительно нормальной форме, то могу прибегнуть к тому, надеюсь обычному для себя способу регулирования поведения детей, который мне нравится и который обычно действует (здесь было бы правильным спросить моих сыновей, насколько обычным для меня они видят этот способ). Я начинаю разговаривать с ними. Если в ситуации много переживаний, аффектов, то разговор поначалу не клеится. Он больше похож на мой монолог. Но каждый раз, когда мне удается говорить о том, что на самом деле занимает и заботит их в настоящий момент, постепенно в разговор начинают включаться и дети. Общее напряжение падает, настроение меняется, становится более позитивными и конструктивным. Трудный эпизод остается в прошлом. Не могу сказать, что этот способ прост. Он требует доброй воли, энергии, эмпатии. Но, уверяю вас, его результаты стоят того!
Вопрос Psychologies: Как Вы считаете, есть ли вообще смысл в наказании детей?
Ответ психолога: Единственный смысл, который я вижу в наказании детей, сводится к отреагированию взрослым своих аффектов. Но я абсолютно убежден в том, что можно найти гораздо более адекватные формы такого отреагирования (от безадресного крика до интенсивной работы). Никакого другого сколько-нибудь позитивного смысла в наказании детей нет. Да, конечно, мы, взрослые можем его привнести, "вчитать", но если мы честно сможем посмотреть на психологические эффекты наказаний, то они, на мой взгляд, однозначно девальвируют любые аргументы и благие намерения взрослых, любые оправдания наказаний. Двадцать лет назад, когда моей дочери было столько же лет, сколько в этом году исполнится моему старшему сыну, я вместе с моим университетским другом, Робертом Бибрихом, опубликовал книжку (см.: Монолог...или диалог? / Закономерности развития и формирования побуждений детей в семье/. М., 1986), в которой речь шла о трех тактиках воспитания – тактике наказаний, тактике поощрений и тактике диалога. В каком-то смысле то, что казалось мне правильным тогда, остается таковым и сейчас.
Вопрос Psychologies: Бывает ли наказание справедливым и адекватным?
Ответ психолога: Мне представляется, что справедливым и адекватным бывает не наказание, а возмездие. Но это, согласитесь, уже совсем другая тема разговора, не имеющая прямого отношения к детско-родительским отношениям. Впрочем, не совсем так, поскольку многое из того, что делают впоследствии повзрослевшие дети с наказывавшими их родителями, можно рассматривать именно как справедливое и адекватное возмездие.
А.Б.Орлов, д. психол. н., проф., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, orlov@trialog.ru.