Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Клиент – человек, слушающийся своего субвизора. Терапевт – человек, слышащий своего супервизора»
Александр Орлов
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Архив почтовой рассылки HE&SHE
Архив почтовой рассылки HE&SHE

Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a.

(от 15 февраля 2007 года )

Вита Малыгина, Дарья Михеева и Анн-Лор Ганнак, редакторы журнала PSYCHOLOGIES обратились к российским и французским психотерапевтам, детским психологам, психоаналитикам и психиатрам, помогающим своим клиентам в налаживании детско-родительских отношений, с вопросами о том, как они сами обращаются со своими собственными детьми.

Эти вопросы были заданы и директору TRIALOG'а, дочери которого сейчас 32 года, а сыновьям - 11 и 9 лет.

Поскольку тема наказаний, используемых родителями в отношении детей, напрямую затрагивает проблематику нашей рассылки HE&SHE, мы сделали из материала интервью очередной выпуск.

==============================================

Вопрос Psychologies: Что Вы считаете наказанием? Это определенные санкции, меры, лишения, слова, какие-то другие воздействия?

Ответ психолога: Я считаю наказанием все то (санкции, меры, лишения, слова, любые другие воздействия), что вызывает негативные переживания у наказываемого, что блокирует в наказываемом движение жизни, препятствует удовлетворению его потребностей и стремлений. Например, можно лишить ребенка желанной прогулки на свежем воздухе, можно ограничить его подвижность фиксированным местом, можно негативно оценить, можно причинить дискомфорт или боль.

Вопрос Psychologies: Наказывали/наказываете ли Вы своих детей? Если да, то расскажите, пожалуйста, как именно. Если нет, то в двух словах обрисуйте свой способ регулировать поведение детей, когда это необходимо.

Ответ психолога: Конечно, я наказывал, наказываю и, к сожалению, скорее всего, буду наказывать своих детей. Хотя я понимаю, что это и нехорошо, и неправильно. Но человек слаб и неидеален. Конечно, я не стремлюсь наказывать своих детей, в этом смысле наказания не являются для меня необходимой и сколько-нибудь оправданной частью воспитательной системы. Просто, время от времени, я выхожу из себя, не справляюсь с самим собой, и в этом состоянии я могу накричать на детей, могу сказать им что-то обидное, несправедливое, могу чего-то не дать им (например, своего обычной отзывчивости и внимания к их играм, делам и заботам), могу даже толкнуть, потащить или отшлепать их. Каждый раз, когда такое случается, я потом испытываю неловкость и чувство сожаления. Иногда меня хватает на то, чтобы признать свою неправоту и вину. Но подчас я просто прихожу в себя, и все как бы встает на свои места. Но так бывает обычно тогда, когда я не справляюсь с собой, со своими обстоятельствами и фактически дети попадают под горячую руку. Я думаю, что невозможно оставаться живым, естественным и вовсе не наказывать детей.

При этом для меня важно другое: могу ли я действовать иначе и как часто я могу так действовать. Что для меня противостоит наказаниям? Когда я в относительно нормальной форме, то могу прибегнуть к тому, надеюсь обычному для себя способу регулирования поведения детей, который мне нравится и который обычно действует (здесь было бы правильным спросить моих сыновей, насколько обычным для меня они видят этот способ). Я начинаю разговаривать с ними. Если в ситуации много переживаний, аффектов, то разговор поначалу не клеится. Он больше похож на мой монолог. Но каждый раз, когда мне удается говорить о том, что на самом деле занимает и заботит их в настоящий момент, постепенно в разговор начинают включаться и дети. Общее напряжение падает, настроение меняется, становится более позитивными и конструктивным. Трудный эпизод остается в прошлом. Не могу сказать, что этот способ прост. Он требует доброй воли, энергии, эмпатии. Но, уверяю вас, его результаты стоят того!

Вопрос Psychologies: Как Вы считаете, есть ли вообще смысл в наказании детей?

Ответ психолога: Единственный смысл, который я вижу в наказании детей, сводится к отреагированию взрослым своих аффектов. Но я абсолютно убежден в том, что можно найти гораздо более адекватные формы такого отреагирования (от безадресного крика до интенсивной работы). Никакого другого сколько-нибудь позитивного смысла в наказании детей нет. Да, конечно, мы, взрослые можем его привнести, "вчитать", но если мы честно сможем посмотреть на психологические эффекты наказаний, то они, на мой взгляд, однозначно девальвируют любые аргументы и благие намерения взрослых, любые оправдания наказаний. Двадцать лет назад, когда моей дочери было столько же лет, сколько в этом году исполнится моему старшему сыну, я вместе с моим университетским другом, Робертом Бибрихом, опубликовал книжку (см.: Монолог...или диалог? / Закономерности развития и формирования побуждений детей в семье/. М., 1986), в которой речь шла о трех тактиках воспитания – тактике наказаний, тактике поощрений и тактике диалога. В каком-то смысле то, что казалось мне правильным тогда, остается таковым и сейчас.

Вопрос Psychologies: Бывает ли наказание справедливым и адекватным?

Ответ психолога: Мне представляется, что справедливым и адекватным бывает не наказание, а возмездие. Но это, согласитесь, уже совсем другая тема разговора, не имеющая прямого отношения к детско-родительским отношениям. Впрочем, не совсем так, поскольку многое из того, что делают впоследствии повзрослевшие дети с наказывавшими их родителями, можно рассматривать именно как справедливое и адекватное возмездие.

А.Б.Орлов, д. психол. н., проф., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, orlov@trialog.ru.

Материалы всех прошедших выпусков рассылки:

Вып. 106. Программа по клиенто-центрированной терапии и человеко-центрированному подходу (9.10.2013)
Вып. 105. Пять вопросов от "МК-воскресенье" и пять ответов от TRIALOG'a. (30.5.2008)
Вып. 104. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть вторая) (1.5.2008)
Вып. 103. Что ребенку нужно: питание или воспитание? (часть первая) (27.3.2008)
Вып. 102. Психотерапевтические триалоги: XLII. Прощение и раскаяние. (2.6.2007)
Вып. 101. Психотерапевтические триалоги: XLI. Чувства vs. эмоции. (15.5.2007)
Вып. 100. Психотерапевтические триалоги: XL. Жизнь или... любовь? (2.5.2007)
Вып. 99. Две лягушки. (15.4.2007)
Вып. 98. Психотерапевтические триалоги: XXXIX. Депрессия vs. Экспрессия. (1.4.2007)
Вып. 97. Психотерапевтические триалоги: XXXVIII. Любовь к Жене. (16.3.2007)
Вып. 96. Психотерапевтические триалоги: XXXVII. Брак внешний и брак внутренний. (1.3.2007)
Вып. 95. Четыре вопроса от PSYCHOLOGIES и четыре ответа от TRIALOG'a. (15.2.2007)
Вып. 94. Психотерапевтические триалоги: XXXVI. Обрести любовь. (1.2.2007)
Вып. 93. Психотерапевтические триалоги: XXXV. Принять себя. (15.1.2007)
Вып. 92. Психотерапевтические триалоги: XXXIV. Сердце матери. (31.12.2006)
Вып. 91. Три вопроса от PSYCHOLOGIES и три ответа от TRIALOG'a. (16.12.2006)
Вып. 90. Психотерапевтические триалоги: XXXIII. Всего превыше: верной будь себе. (1.12.2006)
Вып. 89. Психотерапевтические триалоги: XXXII. Время строить. (15.11.2006)
Вып. 88. Психотерапевтические триалоги: XXXI. Cherchez l'amour! (1.11.2006)
Вып. 87. Между миром женщин и миром мужчин. (15.10.2006)
Вып. 86. Психотерапевтические триалоги: XXX. Время выбирать. (2.10.2006)
Вып. 85. Психотерапевтические триалоги: XXIX. Урок самоистязания. (15.9.2006)
Вып. 84. Психотерапевтические триалоги: XXVIII. Как всем нам быть? (2.9.2006)
Вып. 83. Пробужденная воительница. (6.7.2006)
Вып. 82. Психотерапевтические триалоги: XXVII. Телега, везущая лошадь. (16.6.2006)
Вып. 81. Психотерапевтические триалоги: XXVI. Страх самообнаружения. (1.6.2006)
Вып. 80. Психотерапевтические триалоги: XXV. Важно иметь, еще важнее - быть. (15.5.2006)
Вып. 79. Вопросы от PSYCHOLOGIES и ответы от TRIALOG'а. (3.5.2006)
Вып. 78. Психотерапевтические триалоги: XXIV. Навстречу голосу собственного сердца. (15.4.2006)
Вып. 77. Психотерапевтические триалоги: XXIII. Чтобы изменить, надо принять. (1.4.2006)
Вып. 76. Психотерапевтические триалоги: XXII. Найди Ладу. (15.3.2006)
Вып. 75. Страх перед женщиной: 17 тезисов. (28.2.2006)
Вып. 74. Психотерапевтические триалоги: XXI. Источник любви. (16.2.2006)
Вып. 73. Психотерапевтические триалоги: XX. Росстань: между сексом и любовью. (3.2.2006)
Вып. 72. Психотерапевтические триалоги: XIX. Кристаллизация Я. (15.1.2006)
Вып. 71. Под каблуком у... личности. (2.1.2006)
Вып. 70. Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс. (16.12.2005)
Вып. 69. Психотерапевтические триалоги: XVII. Потаенный сад любви. (1.12.2005)
Вып. 68. Психотерапевтические триалоги: XVI. Понять себя. (15.11.2005)
Вып. 67. Вопрос от PSYCHOLOGIES и комментарий от TRIALOG'а (1.11.2005)
Вып. 66. Психотерапевтические триалоги: XV. Возвращение к жизни. (15.10.2005)
Вып. 65. Психотерапевтические триалоги: XIV. Искусственное дыхание любви. (30.9.2005)
Вып. 64. Психотерапевтические триалоги: XIII. Внутренняя "жатва". (15.9.2005)
Вып. 63. Еще два вопроса от MAXIM'а и еще два комментария от TRIALOG'а (2.9.2005)
Вып. 62. Психотерапевтические триалоги: XII. Самоперевоспитание. (15.7.2005)
Вып. 61. Психотерапевтические триалоги: XI. Жить по любви. (1.7.2005)
Вып. 60. Психотерапевтические триалоги: X. "Вместе", т.е. раздельно. (16.6.2005)
Вып. 59. Два вопроса от MAXIM'a и два комментария от TRIALOG'а. (1.6.2005)
Вып. 58. Психотерапевтические триалоги: IX. Бумеранг недоверия. (15.5.2005)
Вып. 57. Психотерапевтические триалоги: VIII. Жизнь - это дыхание. (3.5.2005)
Вып. 56. Психотерапевтические триалоги: VII. Ответ из собственной глубины. (15.4.2005)
Вып. 55. Три вопроса от MAXIM'а и три комментария от TRIALOG'а (1.4.2005)
Вып. 54. Психотерапевтические триалоги: VI. В собственном плену. (16.3.2005)
Вып. 53. Психотерапевтические триалоги: V. Слова о главном. (1.3.2005)
Вып. 52. Психотерапевтические триалоги: IV. Блуждающие в лабиринте. (17.2.2005)
Вып. 51. Две проблемы от COSMOPOLITAN'а и два комментария от TRIALOG'а. (1.2.2005)
Вып. 50. Психотерапевтические триалоги: III. В ожидании любви. (15.1.2005)
Вып. 49. Психотерапевтические триалоги: II. Страх близости. (1.1.2005)
Вып. 48. Психотерапевтические триалоги: I. Измена. (15.12.2004)
Вып. 47. Родители на рынке психологических услуг. (1.12.2004)
Вып. 46. Четыре вопроса от MAXIM'а и четыре комментария от TRIALOG'а (15.11.2004)
Вып. 45. Три проблемы от COSMOPOLITAN'а и три рекомендации от TRIALOG'а (1.11.2004)
Вып. 44. Сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии). (15.10.2004)
Вып. 43. Ночной сторож и прачка. (1.10.2004)
Вып. 42. Родители дошкольников: главная забота. (15.9.2004)
Вып. 41. Воспитание (часть IV. От тактики наказаний-поощрений к тактике диалога). (2.9.2004)
Вып. 40. Воспитание (часть III. Тактика поощрений и ее последствия). (1.7.2004)
Вып. 39. Воспитание (часть II. Тактика наказаний и ее последствия). (15.6.2004)
Вып. 38. Воспитание (часть I. Наказания, поощрения или ... диалог?). (1.6.2004)
Вып. 37. Сын и мать. (15.5.2004)
Вып. 36. Еще раз о том "Как изменить мужа?". (1.5.2004)
Вып. 35. Об одной из бесконечно повторяемых женских ошибок. (15.4.2004)
Вып. 34. Современная семья (часть V. На историческом распутье). (2.4.2004)
Вып. 33. Современная семья (часть IV. Помощь семье). (15.3.2004)
Вып. 32. Современная семья (часть III. Ситуация выбора). (1.3.2004)
Вып. 31. Современная семья (часть II. Две ориентации). (15.2.2004)
Вып. 30. Современная семья (часть I. Кризис) (1.2.2004)
Вып. 29. Платить или расплачиваться? (15.1.2004)
Вып. 28. О бедной стервозе замолвите слово: триптих. (1.1.2004)
Вып. 27. За увеличительным стеклом. (15.12.2003)
Вып. 26. Напряжение любви. (1.12.2003)
Вып. 25. "Мама, ты чья?": детская ревность. (15.11.2003)
Вып. 24. "Мне тридцать. Уже или еще?" (1.11.2003)
Вып. 23. Как полюбить себя. (15.10.2003)
Вып. 22. Вуайеризм. (1.10.2003)
Вып. 21. Дошкольники. (15.9.2003)
Вып. 20. Демистификация любви (часть III). (31.7.2003)
Вып. 19. Демистификация любви (часть II). (15.7.2003)
Вып. 18. Демистификация любви (часть I). (2.7.2003)
Вып. 17. Третий - лишний? (15.6.2003)
Вып. 16. Психотерапия бытием (1.6.2003)
Вып. 15. Обрученные со Смертью (15.5.2003)
Вып. 14. Феномен зависти (триалогическая трактовка) (1.5.2003)
Вып. 13. Начинаем жить вместе (15.4.2003)
Вып. 12. Унисекс (31.3.2003)
Вып. 11. Почему люди вступают в брак? (15.3.2003)
Вып. 10. Праздники (1.3.2003)
Вып. 9. "Дамский аргумент" (15.2.2003)
Вып. 8. Воспитатели (1.2.2003)
Вып. 7. Страсти по человеку (18.1.2003)
Вып. 6. Дед Мороз и Снегурочка (праздничный выпуск) (6.1.2003)
Вып. 5. Брак = Развод ? (21.12.2002)
Вып. 4. Он, Она и Оно (14.12.2002)
Вып. 3. Онтопсихологическая топологическая типология (2.12.2002)
Вып. 2. "Сказочная" типология (1.12.2002)
Вып. 1. Дeфект первичной связи (16.11.2002)

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 11.12.2024   
Web design - AlPite.com