Психотерапевтические триалоги: XVIII. Битва за... секс.
(от 16 декабря 2005 года )
ПРЕАМБУЛА: название нашему Центру дало понятие "триалог", в самом общем виде означающее "разговор троих". Согласно разрабатываемому в нашем Центре триалогическому подходу к психологическому консультированию и психотерапии (Орлов, 1998, 2002), отношения, диалог между терапевтом и клиентом всегда опосредован, включает в себя еще одну, незримо присутствующую в нем третью фигуру. Со стороны терапевта - это фигура конкретного супервизора, учителя психотерапевтического мастерства, носителя гуманистических ценностей и высокой культуры межличностного общения. Со стороны клиента - это фигура субвизора, конкретного и значимого для него человека, негативно влияющего на его психологическое благополучие.
Согласно триалогическому подходу, сущность и эффективность психотерапевтического процесса определяются тем, удасться ли (и если да, то насколько) заменить в триалоге клиента (клиент - субвизор - терапевт) фигуру субвизора на фигуру супервизора. Озвучивание в рамках психотерапевтической сессии голосов субвизора и супервизора ставит клиента в очевидную, но эмоционально сложную ситуацию ответственного выбора.
Озвучивание в ходе психотерапевтической сессии триалогов в их полноте - лишь необходимое условие для ответа на самый сакральный вопрос всего психотерапевтического действа, обращенный к клиенту: "Чей голос останется с Вами?". Естественно, что ответ на этот вопрос может дать только сам клиент.
В серии выпусков нашей рассылки под общим названием "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРИАЛОГИ" мы продолжаем иллюстрировать эти положения триалогического подхода, каждый раз достраивая реальный диалог между клиентом и терапевтом до двух триалогов (клиент - субвизор - терапевт; клиент - супервизор - терапевт) незримо участвующими в нем голосами субвизора и супервизора.
==============================================
Если вышесказанное разъяснение сути триалогического подхода показалось Вам слишком специальным и сложным, то мы можем предложить для Вас более простое разъяснение.
Вы знаете, наверно, что, согласно распространенному христианскому представлению, у каждого человека за левым плечом стоит черт, а за правым - ангел, и человек слышит одновременно два голоса, и лишь от него зависит, к какому голосу он прислушивается в своей жизни.
В языческих славянских верованиях подобными фигурами были Чернобог и Белбог, первый из них насылал на людей всяческие бедствия, а второй - приносил благо и выводил на дорогу заблудившихся путников.
В триалогическом подходе мы пытаемся говорить об этой паре на языке психологии, на языке внутреннего мира обычных людей, пытаемся показать, что в сложной клиентской ситуации всегда есть выбор, достаточно лишь отчетливо услышать эти два разных голоса. Будучи психологами, мы не можем и не должны использовать для обозначения источников этих голосов те обозначения, которые издревле используются в непсихологических системах различных религиозных верований. К сожалению, в современной психологии нет подходящих терминов. Именно поэтому мы и предлагаем такую терминологическую пару как "субвизор" и "супервизор".
Суть триалогического подхода в психотерапии и консультировании состоит в озвучивании голосов
этих внутренних инстанций для клиента. Что же касается выбора своего дальнейшего поведения, своего пути, то все это - дело самого клиента.
==============================================
КЛИЕНТ: Не могу заниматься сексом в трезвом виде, поэтому не складываются ни с кем нормальные отношения. Я не могу расслабиться, чувствую стыд и постоянное ощущение, что мною хотят воспользоваться как неодушевленным предметом. Хотя заниматься сексом мне нравится, но опять же только после большого количества употребленного до этого спиртного.
Утром же начинаются так называемые "муки совести", мне противна я сама и еще более человек, который оказывается со мной рядом, я больше не испытываю желания его видеть, а если такое желание и появляется, то я веду себя так, что это желание пропадает у него. Потом начинается новый этап, этап сожаления, что на этот раз могло быть все по другому, но я опять все испортила.
При всем при этом у меня много друзей-мужчин, в чьем присутствии я чувствую себя комфортно и расслабленно, нормально общаюсь и не испытываю никаких отрицательных эмоций.
СУБВИЗОР: Вино, карты, женщины (или мужчины) - вот известные издревле и главные причины порочной жизни. И как бы мы ни относились сейчас к ним, это ничего не меняет. Ваше чувство стыда, так называемые "муки совести" - лучшее свидетельство того, что что-то внутри Вас прекрасно понимает всю порочность и греховность Вашего образа жизни.
Совесть и разум мучают не спроста. Вам совершенно необходимо задуматься о более чистой и праведной жизни, о муже, о семье, о детях. А Вы по-прежнему ищите утех в сексе!
Пора остепениться. Пора стать серьезной. Вам нужны не "друзья-мужчины", Вам нужен супруг, глава семейства, отец Ваших детей. Все остальное пора выбросить из головы.
Если же Вы не сделаете этого сейчас, Вы либо окончательно превратитесь в "резиновую куклу", либо просто сопьетесь. Одумайтесь, пришло время.
ТЕРАПЕВТ: В письме, рассказывая о своей проблеме, Вы сами себе даете в руки "ниточку", потянув за которую, можно распутать клубок Вашего непростого отношения к сексу. Такой ниточкой являются те чувства, которые возникают у Вас в процессе сексуального общения.
Вы чувствуете «стыд и постоянное ощущение, что Вами хотят воспользоваться, как неодушевленным предметом». Тогда, скорее всего, возникает ещё и страх, того, что могут, таким образом, Вами воспользоваться. И как следствие, возникает напряжение и невозможность расслабиться. Страх обычно сковывает. Спиртное снимает и страх, и напряжение. Наступает раскрепощение и возможность получать удовольствие от секса.
Однако, большое количество спиртного снимает и осознание того, какие чувства движут Вами, перед тем, как вступить в сексуальные отношения, нет также осознания того, какой партнер рядом с Вами.
Утром трезвый взгляд позволяет сделать переоценку пережитого опыта. Начинает мучить совесть за все произошедшее. Появляется осуждение себя и мысли о том, что Вы противны сами себе и еще более противен человек, который рядом с Вами. Самооценка падает, возникает чувство вины и сожаление о том, что все могло быть как-то по–другому.
Посмотрите, а в противовес этому Вы говорите, что в компании мужчин Вы не испытываете дискомфорта и сексом Вам заниматься нравится. Какое-то явное внутреннее противоречие есть в Ваших мыслях и чувствах.
Поэтому можно предположить, что проблема, о которой Вы пишете, как будто привита Вам. Как будто кто-то раньше говорил Вам, что сексом заниматься стыдно, что в сексуальных отношениях Вами просто «могут пользоваться, как неодушевленным предметом». Чьи это слова? Можно теперь попытаться, возразить таким высказываниям, Вы–то теперь сами знаете, что это не
так. В сексуальных отношениях много различных чувств и переживаний, Вы знаете об этом не понаслышке. И если Вы сами не захотите, то Вас никто не будет использовать, как предмет. Хотя может быть, напиваясь…, Вы больше становитесь на этот предмет похожи…
СУПЕРВИЗОР: В Вашей жизни все замечательно, вот только сексуальные отношения вызывают в Вас
непонятное напряжение, для снятия которого Вы используете алкоголь. Алкоголь - средство, позволяющее Вам расслабиться, убрать напряжение, сопротивление и довериться себе. Ведь в сексе Вы утрачиваете уверенность в себе, ту уверенность, которая свойственна Вам в других сферах жизни.
Я вижу, что для Вас есть граница между сексом и всей остальной жизнью. Переходя эту границу, Вы утрачиваете Ваше обычное, уверенное самоощущение и оказываетесь в "полной власти" мужчины, становитесь "объектом использования".
Понаблюдайте за собой: где для Вас начинается "секс"? где проходит граница между "сексом" и всей остальной жизнью? в какой момент Вы начинаете ощущать себя "за границей"? Именно тогда из взрослого и уверенного в себе человека Вы превращаетесь в маленькую, испуганную девочку.
Но эта "граница" проведена не Вами. Более того, она установлена несправедливо. Она отделяет, отрезает от Вас жизненно важную часть Вашей собственной "территории", Вашей собственной "земли".
Сколько может продолжаться такая несправедливость? Настало время восстановить утраченное.
Пришла пора собрать все свое "воинство", все свои знания, способности, весь свой опыт, облачиться в "доспех" своей взрослости и отвоевать отъятое, восстановить свою "территориальную целостность". Возможно, в этом случае у Вас хватит сил отвоевать "захваченную провинцию" сразу, в одной битве. Возможно, Вам предстоит провести серию более мелких, постепенных "территориальных захватов", отвоевывать отнятое у Вас по частям, двигаться вперед шаг за шагом до тех пор, пока вся "провинция" под названием "секс" не станет Вашей. Ваше дело правое, поэтому и победа будет за Вами. Она стоит того.
Е.И.Кириллова, сотрудник Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, kirillova@trialog.ru
А.Б.Орлов, д.психол.н., директор Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ,
orlov@trialog.ru