Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Самое худшее (из того, что обычно делают люди) заключается в том, чтобы оставлять своих детей со слугами»
Мать
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Словарь психологических терминов
Словарь психологических терминов

Выберите букву словарной статьи:

 А  Б  В  Г  Д  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Э  Я

Онтопсихология

Онтопсихология (от греч. ontos - бытие, psyche - душа и logos - разум) - научная школа в области современной зарубежной психологии и психотерапии, наука о бытии в психике; была основана в 1970 г. А.Менегетти. В философском плане онтопсихология базируется на концепциях Парменида, Э.Гуссерля и М.Хайдеггера, а в психологическом плане представляет собой синтез психоанализа З.Фрейда и А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга и гуманистической психологии А.Маслоу, Р.Мея и К.Роджерса.
      Онтопсихология - научное направление с отчетливой антропоцентрической ориентацией: человек, его подлинное бытие является основным предметом онтопсихологии. Практической целью онтопсихологии является соответствие человека своей внутренней сущности, его аутентичность своему бытию, своей природе. Подобно всем психологическим школам, возникшим на основе клинического опыта, онтопсихологии как таковой предшествовала успешная методика лечения неврозов, психозов и психосоматических расстройств. Теоретические обобщения данной практики позволили А.Менегетти сформулировать оригинальную концепцию психологической структуры человека, в соответствии с которой психика человека складывается из следующих основных инстанций и процессов: Ин-се (сущность в себе) - внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования; естественные и неискаженные эманации жизни или проекции Ин-се; монитор отклонения - психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се; искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов; сознательно-логическое "я" последняя психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью нашей психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека. Согласно онтопсихологии, человек является продуктом собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур.
      Ин-се человека, его внутреннее ядро, положительно. Это ядро заключает в себе все для полноценной и полной самореализации человека, в том числе и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее, как правило, чувства неудовлетворенности, которые он испытывает. Ин-се является универсальной точкой отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерием его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностнойзрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия. Сознательно-логическое "я" человека воспринимает лишь незначительную часть эманаций Ин-се и, как правило, либо игнорирует, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции "я" совпадают с природными стремлениями, то это означает, что человек самореализуется, живет. Такое совпадение проявляется в его эмоциональной жизни в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. Однако культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социо-центрированной логикой человек изначально ориентирован исключительно вовне (при этом в себе самом он, как правило, крайне дезориентирован), так как все его т.н. "благополучие" в этом мире определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же человек идет наперекор своей природе, он заболевает: все соматические и психические отклонения (болезни) являются не прямым результатом действия природы на нас, но своего рода ошибками нашего собственного "я".
      Подобная ситуация "экзистенциальной шизофрении", возникает в условиях постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда человек капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, социальным группам) или той или иной идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне.
      Практическая задача онтопсихологии состоит в том, чтобы сознание человека, его "я" стало максимально адекватно его природе или его Ин-се. Обретение подобной аутентичности достигается с помощью психотерапии, в процессе которой психотерапевт работает с семантическим полем клиента.
      Семантическое поле - это совокупная информация, идущая от целостного организма и содержащая информационные послания всех инстанций психологической структуры человека. Онтопсихолог лишь воспринимает (как своего рода психосоматический радар), осознает, анализирует и интерпретирует содержание семантического поля клиента и создает условия для осознания этого содержания клиентом, которому представляется полная свобода принятия решений.
      Основной метод онтопсихологического анализа семантического поля клиента - интерпретация снов. Основываясь на психоаналитической технике толкования сновидений, онтопсихология выработала собственный метод интерпретации снов. Сон для онтопсихолога - это непосредственный и настоящий язык бессознательного. Символика сна это символика не сознательных представлений и убеждений человека, но символика его бессознательных инстанций, включая и его Ин-се. В онтопсихологической практике сложился ряд принципов интерпретации сновидений, а также конкретный словарь образов, используемых бессознательным для символического выражения своего содержания.
      Важным методом практической работы онтопсихолога с бессознательным является т.н. имагогика (от лат. in me ago - акция во мне) - психотерапевтическая процедура, позволяющую клиенту войти в поток сна как перманентной психической активности. С помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит клиента в состояние самоиндуцируемого транса, в котором возникает динамичный ряд зрительных образов, очень напоминающих сновидение. Содержание, возникающее в ходе имагогической процедуры интерпретируется тем же самым образом, что и сон.
      Дополнительными (вспомогательными) техниками онтотерапевта являются кинотерапия и музыкотерапия. Первая из этих техник позволяет изучать и актуализировать символическое содержание кинофильмов в соответствии с онтопсихологической техникой интерпретации сновидений. Музыкотерапия - экспрессивная техника, позволяющая высвобождать субъективный функциональный эстетический ритм клиента, снимать различные соматические барьеры и зажимы на пути к проксимо-кинетической самореализации человека, являющейся важным аспектом его общей самореализации. Характер движений человека во время сеансов музыкотерапии и возникающие из него при этом образы также является содержанием для онтопсихологического анализа бессознательного.
      Анализ межличностного общения на уровне семантических полей позволил онтопсихологам описать ряд феноменов т.н. "негативной психологии", характеризующейся неосознаваемым психологическим вторжением одного человека в жизнь другого, что приводит к разрушительному воздействию на психосоматическую структуру второго, к снижению его общего жизненного потенциала.
      Изучение феноменов негативной психологии в семейном контексте стало важным условием разработки онтопсихологической педагогической доктрины. Ее основные положения можно сформулировать следующим образом. Эффективным воспитателем может быть только тот, в ком свободно взаимодействуют Ин-се и сознательное "я". Прежде всего человек обязан быть верным себе, только тогда он может содействовать позитивному росту других. Дети всегда здоровы. Если они кажутся больными, то это потому, что в них соматизируются конфликтные ситуации взрослой среды. За каждым больным ребенком просматривается семантическое поле взрослого человека, который болен или просто несчастлив. Ребенок должен быть постоянно открыт своему внутреннему опыту. Если воспитание ребенка будет нацелено исключительно на внешние социальные ориентиры, его развитие зайдет в тупик. Ребенок всегда чувствует семантические поля взрослых. Каждый раз, когда мы хотим помочь ребенку в его развитии, следует прежде всего проявить в отношениях с ним свою безусловную любовь. Когда любовь подтверждена, создаются необходимые и достаточные условия для позитивных самоизменений ребенка, приводящих к устранению его функциональных недостатков.

См., также: бессознательное; глубинная психология; гуманистическая психология; Менегетти А.; психоанализ; психотерапия; семантика; сон.

    Литература:
  • Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. М., 1991;
  • Менегетти А. Психология жизни. СПб., 1992;
  • Менегетти А. Путь мудреца или искусство жизни. Пермь, 1993;
  • Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. М., 1993;
  • Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1995;
  • Meneghetti A. Il Vangelo di Cristo come Ontopsicologia dell'Uomo. Roma, 1975;
  • Meneghetti A. Ontopsicologia Clinica. Roma, 1978;
  • Meneghetti A. Ontopsicologia dell'Uomo. Roma, 1978;
  • Meneghetti A. La Cineterapia. Roma, 1980;
  • Meneghetti A. La Mia Esperienza di Dio. Roma, 1981.
  • Meneghetti A. L'In Se dell'Uomo. Roma, 1981.
  • Meneghetti A. Io odio il Transfert. Roma, 1982.
  • Meneghetti A. Il Monitor di Deflessione nella Psiche Umana. Roma, 1985.
  • Meneghetti A. Raccolta di Scritti sui Campi Semantici. Roma, 1985;
  • Meneghetti A. Raccolta di Scrutti sulla Psicologia Negativa. Roma, 1985;
  • Meneghetti A. 100 Vocaboli di Psicologia Elementare. Roma, 1989;
  • Meneghetti A. Ontopsicologia Filosofica ed Epistemologia Evangelica. Roma, 1992;
  • Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы // Вопросы психологии, 1994, N 3.

А.Б.Орлов

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 28.03.2024   
Web design - AlPite.com