Гуманистическая психология и психотерапия
Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла
в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными лидерами были
Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу
и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого
числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной
психологии (см., Т.Грининг, 1988).
В области психотерапии и психологического консультирования гуманистическая психология
представлена прежде всего классическими работами К.Роджерса (1902-1987). Будучи
самым влиятельным американским психологом, К.Роджерс является автором человекоцентрированного
подхода (person-centered approach) в психотерапии и психологическом консультировании.
Данный подход - вторая по своей распространенности в мире после психоанализа
система психотерапевтической и консультационной работы с человеком.
Возникнув в 40-е годы в качестве недирективной или клиенто-центрированной психотерапии
данный подход получил чрезвычайное распространение в 60-70-е годы, и до сегодняшнего
дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной
практики (см., например, М.Кан, 1997; В.Сатир, 1992).
Основные положения человекоцентрированного подхода состоят в том, что, во-первых
внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна
и, во-вторых, эта природа ничинает обнаруживать и проявлять себя в человеке
каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком (или другими людьми)
существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания
и конгруэнтного самопредъявления. Главная задача психотерапевта - создать такую
атмосферу общения с клиентом, т.е.: а) принимать его без каких-либо предварительных
условий, таким каков он есть, б) понимать клиента, не оценивая но сопереживая
ему, понимать его не умом, но сердцем и в) быть с клиентом, открыто и откровенно
общаясь с ним, не скрываясь и не прячась от него за маской профессионала-эксперта.
Только такое общение терапевтично. Именно оно актуализирует, стимулирует и усиливает
- фасилитирует - позитивную природу (внутренний потенциал) человека, следствием
и проявлением чего и оказывается собственно психотерапевтический эффект - психическое
исцеление, оздоровление и развитие человека.
Человекоцентрированный подход, изначально возникший благодаря работам К.Роджерса
в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования (C.Rogers,
1942, 1951), получил впоследствии применение и распространение в таких областях
как психология личности (C.Rogers, 1961), педагогика и педагогическая психология
(C.Rogers, 1969), социальная психология (C.Rogers, 1970), психология семьи (C.Rogers,
1972), политическая психология (C.Rogers, 1977, 1986). В настоящее время данный
подход широко представлен во всем мире рядом международных и национальных профессиональных
ассоциаций (например, The Association for the Development of the Person-Centered
Approach, The Association for the Person-Centered Approach South Africa), институтов
(Center for Studies of the Person, Person-Centered Expressive Therapy Institute,
Institute for Person-Centered Learning), семинаров в частности, La Jolla Program:
International Person-Centered Workshops) и периодических изданий (“Person-Centered
Review”).
В практической работе человекоцентрированного психотерапевта и психолога-консультанта
клиент находит внимательного и сочувствующего, деликатного собеседника, уделяющего
особое внимание эмоциональным составляющим проблем клиента - переживаниям и
чувствам. Если вы устали от одиночества и отчаялись найти понимание у других
людей, если вам не удается понять и выразить себя, если вы интуитивно чувствуете,
что в основе ваших проблем лежат те или иные травмирующие вас переживания, если,
наконец, вы изголодались по сочувствию, человеческому участию и теплу, то вам
следует обратиться за психологической помощью и поддержкой к гуманистически
ориентированному психотерапевту. Такой психотерапевт не станет задавать неуместных
вопросов, не будет давать нелепых или банальных советов, не озадачит и не причинит
боли заумными терминами или травмирующими диагнозами и интерпретациями. Он не
будет, подобно психоаналитику, анализировать ваши свободные ассоциации или толковать
сновидения. Он не станет, как поведенческий психотерапевт, отучивать вас от
неоптимальных поведенческих сценариев и схем и учить вас “как себя вести” в
тех или иных ситуациях. Он будет пытаться понять вас и вашу жизненную ситуацию,
он будет помогать вам яснее и определеннее осознавать и выражать ваши озабоченности,
трудности и связанные с ними переживания. Для такого психотерапевта и консультанта
его собственное понимание и знание вас и вашей жизни не есть самоцель; гораздо
более важным и значимым для него является ваше собственное понимание себя и
своей жизни.
Гуманистическая человекоцентрированная психотерапия более, нежели любая другая
практика такого рода, заслуживает названия системы “внутренней работы”, т.е.
работы человека с самим собой, совершаемой в пространстве собственного внутреннего
мира (конечно же при активном соучастии в этой работе психотерапевта). В этой
связи становится понятным, почему именно эту разновидность психотерапевтической
практики выбирают для себя те клиенты, для которых их собственный субъективный,
внутренний мир не менее важен, чем мир внешний, объективный, для которых характерна
общая интровертированная установка и относительно высокие уровни сензитивности,
вербального и общего интеллектуального развития.
Современная психотерапевтическая практика в русле человеко-центрированного подхода
продолжает развиваться и совершенствоваться, она включает не только индивидуальную,
но и групповую работу (например, “группы встреч” - разновидность групповой психологической
работы в целях стимулироваания личностного роста участников в атмосфере безусловного
позитивного принятия эмпатии и конгруэнтности), не только вербальные, но и невербальные
техники самоисследования (например, “экспрессивную психотерапию” - работу с
клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пения - см., N.Rogers, 1993).
Литература:
- Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии, 1988, N 4.
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. С-Пб.: Б.С.К.,
1997.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995, N 1.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика Пресс, 1992.
- Rogers C. Counseling and psychotherapy: new concepts in practice. Boston: Houghton Mifflin, 1942.
- Rogers C. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin Company, 1951.
- Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. (перевод на русский яз.: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. Rogers C. Freedom to learn: a view of what education might become. Columbus, OH: Charles Merrill, 1969.
- Rogers C. Becoming partners: marriage and its alternatives. N.Y.: Delacorte Press, 1972.
- Rogers C. On encounter groups. Harmondsworth: Penguin books, 1975.
- Rogers C. Carl Rogers on personal pawer: inner strenth and its revolutionary impact. N.Y.: Delacorte Press, 1977.
- Rogers C. The Rust workshop // J. of Humanistic Psychology. 1986. Vol.26(3).
- Rogers N. The Creative Connection: Expressive Arts as Healing. Palo Alto: Science & Behavior Books, Inc., 1993.
А.Б.Орлов
|