Мандала
Мандала - один из основополагающих сакральных символов буддизма. Слово «мандала» (в переводе с санскрита) может означать как «круг», «колесо» или «диск», так и «обладание сущностью».
Рисунок мандалы всегда строго симметричен: обычно он представляет собой круг, заполненный определенным набором (преимущественно геометрических) элементов. И, хотя, в мандале присутствует понятие центра, в действительности он никогда не изображается визуально.
Мандалами могут являться как произведения искусства, так и формы, созданные самой природой, например, ацтекский календарный камень, Земля (какой она видится из космоса), снежинка, человеческий глаз, узор, образуемый железными опилками, находящимися в поле магнита.
На протяжении всей истории человечества мандала проявлялась как универсальный символ цельности, гармонии и преобразования. Она определяет характер почти всех интуитивных представлений относительно природы реальности.
Наиболее обобщенная интерпретация мандалы представляет собой своеобразную модель мироздания. Согласно эзотерическим представлениям, мандала выражает сакральные элементы Вселенной, символизирующие определенные категории, свойства и параметры разумного всекосмического Начала.
Мандала - это геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. Отличительной особенностью всех мандал является высокая изобразительная гармония составляющих ее элементов, отображающая божественную гармонию, противопоставленную хаосу материального мира.
Именно в силу всей этой совокупности качеств, мандала в традициях Востока всегда выступала как средство концентрации разума и преодоления привычных границ сознания.
Мандала принадлежит к числу геометрических символов сложной структуры. Наиболее характерная (традиционная) схема мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом. В свою очередь, в этот квадрат вписан внутренний круг, составленный из восьми лепестков лотоса, условно разделяющих этот круг на сектора. Квадрат ориентирован строго по сторонам света; посередине каждой из его сторон расположены Т-образные «врата», выходящие за пределы квадрата.
Таким образом, мандала – это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка и стремления к воссоединению с изначальным внепространственным и вневременным «центром» как он мыслится во всех символических традициях.
Конкретная мандала, созданная человеком, представляет собой синтез традиционной структуры и свободной индивидуальной интерпретации. В этом смысле нет, и не может быть двух совершенно одинаковых мандал, поскольку каждая из них есть отображенный образ психического состояния ее творца.
К.Г. Юнг рассматривал символику мандалы как набор изначально данных человеку архетипов, как символы, позволяющие человеку погрузиться и углубиться в хаотические слои бессознательного с целью достижения внутренней целостности. Он трактовал метод мандалы как путь к Самости - центру внутренней психической вселенной человека. По его мнению, мандала выполняет функцию помощи человеку в его попытках переосмыслить и перегруппировать все, что хаотически рассеяно вокруг этого центра.
А.А.Романчук
|