Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Все, что поддается отсчету времени, стареет. Как только включается счетчик времени, все начинает стареть. Твое тело старое, твоя периферия стара. Нельзя бесконечно любить тело. Но твой центр, твоя душа вечно свежа, вечно молода»
Шри Раджниш
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Библиотека: персоналии
Библиотека: персоналии

Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом

Роджерс Карл РэнсомРоджерс Карл - автограф
(8.01.1902, Оак-Парк, шт.Иллинойс, США - 4.02.1987, Ла-Хойя, шт.Калифорния, США) выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа З.Фрейда) недирективной, клиенто- или человеко-центрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.
      C начала 20-х г.г. жизнь К.Роджерса была связана с психологией. Образование он получил в Висконсинском университете (степень бакалавра в 1924 г.), теологической семинарии и Учительском колледже Колумбийского университета (степень магистра - в 1928 г., доктора философии - в 1931 г.). Практическую работу К.Роджерс начал в 1927 г. в качестве сотрудника Института по уходу за детьми в Нью-Йорке. Год спустя он получил место в Отделе изучения ребенка Общества по профилактике жестокого обращения с детьми в г.Рочестер (штат Нью-Йорк). В 1939 г. он стал директором этого Отдела и в том же году получил сопоставимую должность в Рочестерском консультационном центре.
      На протяжении почти шести десятилетий К.Роджерс сочетал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой, был профессором медицинской психологии в университете штата Огайо (1940-45), где он занимался также реабилитацией демобилизованных военнослужащих (1944-45), преподавал в университете Чикаго и работал в качестве исполнительного секретаря Чикагского консультационного центра (1945-57), был профессором Висконсинского университета (1957-63). В этот период своей деятельности К.Роджерс интенсивно разрабатывает теоретические аспекты психотерапии и теории личности, а также методы консультационной и психотерапевтической работы. Диапазон его клиентуры очень широк - от студентов университета до пациентов психиатрических клиник. Наиболее значимые публикации этого периода: Counseling and psychotherapy (1942); Client-centered therapy (1951); Psychotherapy and personality change (1954); On becoming a person (1961); The therapeutic relationship and its impact: a study of psychotherapy with schizophrenics (1967).
      С 1964 г. К.Роджерс был сотрудником, а затем директором Западного института поведенческих наук в г.Ла Хойя, шт. Калифорния, где в 1968 г. им был основан Центр изучения человека, и где он работал вплоть до своей кончины в 1987 г. В этот период научные разработки К.Роджерса вышли за пределы психотерапии как таковой и оформились в т.н. человеко-центрированный подход, который был реализован сначала в области возрастной и педагогической психологии, а затем в области социальной и политической психологии. Основные труды этого периода: Freedom to learn (1969, 1983); On encounter groups (1970); Becoming partners: marriage and its alternatives (1972); On personal power (1977); A way of being (1980).
      Начиная с середины 40-х годов признание К.Роджерса в психологических и психотерапевтических кругах неуклонно возрастало. Труды К.Роджерса в области психотерапии и психологии личности (16 книг и более 200 научных статей) получили широкое международное признание, были переведены на многие языки. К.Роджерс был почетным доктором многих американских и западноевропейских университетов. К.Роджерс был членом национального исполнительного комитета Американской ассоциации социальных работников (1945-46), президентом Американской психологической ассоциации (1946-47), первым президентом Американской академии психотерапевтов (1956-57), одним из основателей Ассоциации гуманистической психологии (1963). Он был единственным американскиь психологом, удостоенным двух важнейших почетных наград Американской психологической ассоциации Distinguished Scientific Contribution Award (1957) и Distinguished Professional Contribution Award (1972). Американской ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание Гуманист года (1964). По результатам опросов, проведенных в 1982 г. двумя ведущими психологическими журналами США (Journal of Counseling Psychology и American Psychologist), К.Роджерс получил рейтинг самого влиятельного (most influental) американского психолога. В 1987 г. кандидатура К.Роджерса была выдвинута на Нобелевскую премию мира. До последних дней своей жизни К.Роджерс продолжал активную творческую деятельность в науке. Многие отечественные психологи с благодарностью вспоминают дни совместной работы с К.Роджерсом во время его пребывания в России в 1986 г. В одной из своих книг он писал, что личностный, человечный способ бытия в мире это бесконечный процесс становления. Жизнь К.Роджерса лучшее подтверждение этой гуманистической идеи.
      Основные научные постулаты теории К.Роджерса широко известны: вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения; понятие о трех "необходимых и достаточных условиях" межличностного общения, фасилитирующих личностное развитие и обеспечивающих конструктивные личностные изменения ("безусловное позитивное принятие другого человека", "активное эмпатическое слушание", "конгруэнтное самовыражение в общении"); представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных социально-личностных условиях, и о его столь же закономерных терапевтических результатах.
      Характерной особенностью данных постулатов или принципов является их специфический научный статус. В системе идей К.Роджерса все эти постулаты существуют одновременно и как сугубо теоретические положения, и как вполне конкретные научные факты. Их статус эмпирически воспроизводимых фактов в настоящее время бесспорен. Всегда и везде при соблюдении выявленных и тщательно проанализированных К.Роджерсом условий общения наблюдается особый межличностный (групповой) процесс, приводящий к определенным личностным изменениям участников общения.
      Гуманистический идеал свободного и целостно функционирующего человека, представленный в ряде работ К.Роджерса, предполагает свободу и ответственность, целостность и гармоничность, актуализацию и реализацию всех потенциальных возможностей человека. Ориентация на данную систему ценностей, на процессы "становления человека" привела К.Роджерса к неизбежному разрыву с "истеблишментом", определила особое качество его личности, которое можно назвать "гуманистической революционностью". Он сам неоднократно отмечал революционный характер последовательных теоретических и практических выводов и следствий своей системы научных идей, их очевидную конфронтацию с "конвенциональной авторитарной структурой" современного общественного устройства. Но он столь же отчетливо видел и предельную близорукость своих идейных оппонентов, не желающих видеть то, что альтернативой гуманизации мира в современной кризисной ситуации является его неизбежное экономическое или экологическое или военное самоуничтожение.
      На протяжении своей карьеры К.Роджерс прошел путь от индивидуального психотерапевтического взаимодействия с клиентом к работе с малыми группами, а затем нациями: клиенто-центрированная психотерапия (50-е г.г.) эволюционировала в 60-70-е г.г. в человеко-центрированное обучение и, наконец, в 80-е г.г. воплотилась в человеко-центрированную политику. В последние годы жизни К.Роджерс много работал в "горячих точках" планеты - в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке. Всего за несколько месяцев до своей кончины он посетил Советский Союз (1986).

(См., также: группа встреч; гуманистическая психология; психотерапия; человеко-центрированный подход).

    Литература:
  • Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994;
  • The Carl Rogers Reader. Ed. by H.Kirschenbaum, V.Henderson. Boston: Houghton Mifflin, 1989;
  • Carl Rogers Dialogues. Ed. by H.Kirschenbaum, V.Henderson. Boston: Houghton Mifflin, 1989;
  • Rogers C.R., Freiberg H.J. Freedom to Learn (3-rd edition). New York - Oxford - Singapore - Sydney: Maxwell Macmillan International, 1994;
  • Evans R. Carl Rogers: The Man and His Ideas. New York: E.P.Dutton, 1978.

А.Б.Орлов

 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 23.04.2024   
Web design - AlPite.com