Гурджиев (Gurdjieff) Георгий Иванович
(28.11.1877? Александрополь /после 1924 г. Ленинакан/, Россия - 29.10.1949 Париж, Франция) - психолог, философ, учитель и мистик, автор учения о "четвертом пути" внутренней реализации человека.
Не получив систематического образования, Г.И.Гурджиев с отроческих лет искал ответы на т.н. "вечные вопросы". Среда, в которой проходили его детство, отрочество и юность представляла собой причудливую смесь культур и религий. Своеобразными университетами Г.И.Гурджиева стали его путешествия и странствия (1896-1922) сначала в составе небольшой группы "Искателей истины", затем в качестве странника, учителя и эмигранта. В этот период Г.И.Гурджиев посетил Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Тибет, Индию, Ассирию, Палестину, Россию, Эфиопию, Судан, Египет, Турцию, Крит, Грецию, Италию, Германию, Англию и Францию. Поиски эзотерического знания, "внутреннего круга" человечества приводили его в тайные суфистские братства Гиндункуша и буддийские монастыри Тибета. В 1915-1917 гг. Г.И.Гурджиев создает группы своих учеников в Петербурге и Москве. В Петербурге он встречает П.Д.Успенского, ставшего впоследствии, по выражению К.Вилсона, "Платоном своего Сократа". Надвигающаяся революция заставляет Г.И.Гурджиева эмигрировать на Кавказ (где в 1919 г. в Тифлисе он создает "Институт гармоничного развития человека"), а затем в Турцию, Германию и Францию. В 1922 г. Г.И.Гурджиев приобретает замок Авон под Фонтенбло (Chateau Prieure), где воссоздает свой Институт, просуществовавший до 1933 г. В этот период Г.И.Гурджиев ведет практические занятия с учениками и работает над рукописями своих книг. В 1933-49 гг. он возобновляет свои путешествия, в 1934 г., вторично посещает США (первый визит в 1924 г.), где создает в ряде крупных городов группы своих учеников и последователей. Влияние идей Г.И.Гурджиева на современную психологию можно проследить вплоть до настоящего времени.
Г.И.Гурджиев не создал единой, целостной и непротиворечивой доктрины. Заслуга систематизации его идей и представлений принадлежит П.Д.Успенскому и другим ученикам и исследователям его творчества. Психологические воззрения Г.И.Гурджиева восходят к христианским, исламским и буддийским эзотерическим источникам, монашеским, дервишским и йогическим практикам. Эти воззрения, как указывал Г.И.Гурджиев, не являются ни оригинальными, ни авторскими, однако, получив своеобразное преломление в личности самого Г.И.Гурджиева, они приобрели весьма самобытное воплощение. Психологическая доктрина Г.И.Гурджиева с трудом поддается анализу и лишь с известной долей условности в ней можно вычленить отдельные концептуальные узлы.
Психология человека рассматривается Г.И.Гурджиевым в контексте космогонии, представляющей собой эманацию и материализацию Абсолюта (идея "луча творения", "закон семи уровней" и "закон трех сил", "эннеаграмма"). Человек ("миниатюрная вселенная") выступает в качестве звена космических процессов, причем звена во многом несовершенного. Рассматриваемый в космической перспективе человек предстает как существо, находящееся под властью внешних и внутренних деструктивных сил, над которыми он не властен. Обычный человек пребывает в плену общей психической диссоциации. С одной стороны, он лишен своего подлинного Я, а с другой - оторван от реальности, отгорожен от нее продуктами воображения и обусловленными реакциями на внешние воздействия. Время его жизни поделено на сон и обычное пробужденное состояние (the ordinary waking state), представляющее собой в действительности вариант сновидного состояния, в котором человек не способен ни мыслить, ни действовать по-настоящему.
Изначальная психологическая расщепленность человека обусловлена наличием пяти низших центров в его психике (двигательного, сексуального, инстинктивного, эмоционального и интеллектуального) и двух высших центров (интеллектуально-символического и эмоционально-мифологического), имеющих различную телесную локализацию (спинной мозг, солнечное сплетение, головной мозг) и автономное функциональное обеспечение. Низшие центров в психике обычного человека функционируют неэффективно, с неадекватно большими энергетическими затратами и без связей с высш номер один или инстинктивный человек; человек номер два или эмоциональный человек; человек номер три или интеллектуальный человек.
Обычные люди составляют однако лишь часть человечества, его "внешний или экзотерический круг". По мере осознания своей психической диссоциации, работы над собой, обретения внутреннего единства и "объективного сознания" человек может продвинуться сначала в "мезотерический", а затем и в "эзотерический" круг человечества. Способы такого продвижения выступают как различные пути внутренней реализации человека, его возвращения к Абсолюту.
В оппозиции трем традиционным путям саморазвития (путь развития двигательно-инстинктивного центра или путь факира, путь развития чувственно-эмоционального центра или путь монаха и путь развития рассудочно-ментального центра или путь йогина), для которых характерно существование институциализированных школ, Г.И.Гурджиев развивает идею четвертого пути. На этом пути опыт внутренней реализации или пробуждения достигается не за счет преимущественного развития одного из трех психических центров человека в рамках той или иной школы, а благодаря постоянной внутренней работе самонаблюдения и самозапоминания человеком своих диссоциированных состояний. Цель такой работы состоит в том, чтобы создать для человека условия и опыт конфронтации между его личностью (совокупностью его псевдо-я) и сущностью (его подлинного Я), опыт восприятия самого себя как арены противостояния личности и сущности.
Значительное место в воззрениях Г.И.Гурджиева занимают представления об "ученике", "учителе" и их взаимоотношениях. Ученик - это человек, который в силу обстоятельств своей жизни пережил опыт пробуждения и тем самым вышел из "внешнего круга" человечества, но сам по себе не способен к дальнейшему продвижению по пути внутренней реализации. Учитель - это тот, кто уже проделал необходимую работу по интеграции множества своих "я" и по соподчинению личности сущностью, т.е. имеющий подлинное Я, собственную волю и способность действовать. Учитель выступает тем самым как необходимое условие конфронтации ученика с самим собой в целях внутреннего развития.
Путь внутреннего развития предполагает преодоление человеком множества различных препятствий, главными из которых являются такие неотъемлемые аспекты обычного пробужденного состояния как идентификация, ложь, диалектическое мышление, избыточное говорение, движение и воображение, неспособность любить и, наконец, отрицательные эмоции.
(См., также: Успенский П.Д.; эзотерическая психология).
Литература:
- All and Everything. N.Y., 1950-1975;
- Meetings with Remarkable Men. N.Y., 1963;
- Herald of the Coming Good. N.Y., 1970;
- Views from the Real World: Early Talks of Gurdjieff as Recollected by His Pupils. N.Y., 1973;
- Life is Real Only Then, When "I Am". N.Y., 1975.
- Лит. Успенский П.Д. В поисках чудесного. Спб. 1992;
- Bennett J.G. Gurdjieff: Making a New World. N.Y., 1974;
- Nicoll M. Psychological Commentaries on the Teaching of Gurdjieff and Ouspensky. London, 1952;
- Ouspensky P.D. The Psychology of Man's Possible Evolution. N.Y., 1954;
- Ouspensky P.D. The Fourth Way. N.Y., 1957;
- Speeth K.R. The Gurdjieff work. Los Angeles, 1989;
- Walker K. A Study of Gurdjieff's Teaching. London, 1957.
А.Б.Орлов
|