В этом разделе размещаются сообщения только от зарегистрированных пользователей. Для того, чтобы писать сообщения на данную тему, вы должны зарегистрироваться.
Ваше сообщение будет помещено в форуме только после его просмотра администратором сайта
Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием.
Я буду рядом с вами, но не буду назойливой.
Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу.
Я не буду также покидать вас.
Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности.
Я буду поддерживать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии.
Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду.
Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас.
Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами.
Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас.
Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы.
Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю.
Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас.
Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь в этом. Я могу сказать:"Я виновата".
Натали Роджерс (см. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto Scienсe & Behavior Books, Inc., 1993, p.103-104).
I long to be in touch with you this holiday season because I need to be
in conversation with you about our reactions to world events and what we
can actually do to help turn things around. Yet that topic doesn’t seem
like a "Happy Holiday" message. Two photos at the bottom, one of me, one
of my daughters brings you holiday cheer.
Let me start with the warm, loving, happy news. (I apologize for
resorting to email however I am sending this to hundreds. Also, this is
environmentally more sustainable).
My life is wonderfully satisfying and good. My three daughters and their
partners were here for Thanksgiving along with 3 of the 4 grandchildren.
And I didn’t have to cook! Sumptuous food, fun games, interesting
political talk…my bright, creative grandkids are all out of college and
working. How truly grateful I am for such a talented, caring clan. In
fact each morning as I eat breakfast looking out on the misty hillside
in the distance and watch the birds on my feeder, I am grateful.
Grateful for my family and friends, my home and comfort.
My work is also flourishing as I teach a Certificate course (6 intensive
weeks over a two-year period) through Saybrook Graduate School. I am
challenged and moved by the intelligence and dedication of the 19 people
in our cohort group. These are mature individuals with jobs, families,
and energy to complete their Master’s or Ph.D., using the
Person-Centered Expressive Arts Certificate as a big hunk of their
program. It is my dream come true to teach and facilitate without having
to market the program. I learn so much as we journey together through
the dark side of the moon to become fully awake, aware, authentic and
full of light.
With all of this beauty in my life, it is difficult for me to admit to
myself as well as to you that I am frequently on the edge of tears. Ever
since Bush got re-elected I find myself full of despair and anger. I
still have a hard time comprehending how people could vote this
tyrannical administration back into power! My emotional pain is not for
myself. My tears come when I think about wanting a better world for my
grandchildren!
Like you, I was in shock and disbelief on November 3rd. In the classes I
take we found ways to release some of our feelings, which was helpful.
Our creative dance group had a fabulous drummer that day. We managed to
shout, stomp, release, and support each other in our despair. In the art
class that I take, the teacher prepared huge sheets of black paper to
work on. As I created a large red and black paper sculpture a title
emerged: " Seeds for a Revolution". Looking at the sculpture I realized,
"Yes, that is how I feel. I am ready to take action in a non-violent
revolution!"
An article by an African American human rights activist, Van Jones, is
helping me cope as I read: "Take time to mourn and to honor our
fears….the pain has something to teach us…Let’s see what wisdom rises up
when the sobs have ebbed away."
He goes on to remind us we that we had a highly diversified, wildly
decentralized people’s movement just before the election. "We must
acknowledge the breadth of our accomplishments – and celebrate. And we
must identify promising areas of collaboration – and act." Like many
authors he talks about ways of collective collaboration -- a people’s
movement. I am waiting to see what leaders emerge to help us regain our
democracy. I’ll join.
To my dear friends in England, Russia, Switzerland, Belgium, Sweden,
Italy, Greece, Mexico, Argentina, Canada, Japan, I join my American
Progressives in saying, "I am sorry we are bringing this devastation to
the world." Many of us will continue to work to turn this path around.
More than ever we need to stay connected around the globe and give each
other support. I am grateful we have email to help us do that. Please
let me hear from you this holiday season. I need your hugs to give me
strength.
Although the above shares my pain and concerns, I am always full of
hope. With so many conscious, loving family, friends and colleagues I
know we will bring joy, light, and love into the New Year! I will keep
dancing, painting, singing, writing and teaching expressive arts to
empower others. Be well.
With much love and warm wishes,
Natalie Rogers
1515 Riebli Road
Santa Rosa, CA 95404, USA
Email: nrogers@nrogers.com
Website: nrogers.com
Phone: (707) 525-1338
Ровно месяц назад я ехала по сто первой дороге по Северной Калифорнии в город Санта Роза. У меня была назначена встреча с Натали Роджерс. Даже месяц спустя я испытываю волнение «Сейчас я увижу Натали Роджерс, буду разговаривать с ней». Одна эта мысль заставляет волнение расти и действовать деструктивно на все мои мыслительные и коммуникативные возможности. Я вспоминаю техники самопомощи, но и это не работает. Я смиряюсь со своим волнением и пытаюсь с ним договориться.
Наконец-то я вхожу в дом Натали. Меня встречает человеко-центрированная собака и открытая улыбка Натали.
По хорошей русской традиции я передала сувениры и подарки от коллег из России. Одним из таких подарков была книга К.Роджерса и Дж.Фрейберга «Свобода учиться», изданная в России. Не понимая ни слова по-русски, Натали с трепетом просмотрела эту книгу, а также статью Орлова А.Б. (ученика Н.Роджерс), опубликованную в журнале "Вопросы психологии" и посвященную 100-летию Карла Роджерса.
Я понимаю, что не могу занимать много времени. Дело в том, что на следующий день стартовала сертификационная программа Натали Роджерс по экспрессивной терапии, созданная совместно с Сейбрукским колледжем. Это результат долгой работы Натали, её детище и большая надежда. Вместе с поздравлениями я привезла приглашение сделать аналог этой программы в Москве. Это был бы «great deal» для российских психологов.
Уезжала я счастливая и одухотворенная. Наверное, похожие чувства испытывают паломники, когда посещают священные места. Я свято верю, что большие расстояния, разница в экономическом развитии и другие барьеры не смогут помешать совместной работе и выстраиванию профессиональных отношений с нашими американскими коллегами.
Прочитала о Вашем паломничестве и нахлынули воспоминания 2000 года, когда я была в составе русской группы на конференции в Лос-Анжелесе, в том числе и у Натали Роджерс. Она провела с нами целый день. Мы слушали музыку, танцевали, рисовали, лепили, фотографировались. И этот день остался у меня в памяти вместе с ее улыбкой, чудесным домом и садом, с многочисленными скульптурами и чудными растениями. Это было, как вчера, само присутствие рядом с таким многогранным и интересным человеком одухотворяет и озаряет внутренний простор, дает импульс к саморазвитию и вместе с тем волшебно.
А.Орлов: "В последние годы резко возрасла интенсивность научно-практического сотрудничества отечественных психологов и психотерапевтов со своими зарубежными коллегами. Начало этому процессу было положено осенью 1986 года, когда Москву посетил всемирно известный психолог и психотерапевт Карл Роджерс. Сегодня я имею честь беседовать с дочерью К.Роджерса - г-жой Натали Роджерс. Она - известный американский психотерапевт, автор так называемой "человеко-центрированной экспрессивной психотерапии". Я думаю, что читателям журнала "Семья и школа" будет интересно узнать основные вехи Вашей биографии."
Н.Роджерс:"Я получила образование в университетах ДеПоу, шт.Индиана (степень бакалавра - в 1948), Брэндейс, шт.Массачусетс (степень магистра - в 1960), Саммит, шт.Луизиана (степень доктора философии - в 1993 г.). С 1974 г. имею частную психотерапевтическую практику в Калифорнии, работаю также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу. В период с 1974 по 1995 г. руководила различными тренинговыми программами для профессионалов по клиенто-центрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человеко-центрированной экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 г. вместе со своим отцом К.Роджерсом была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии. Основные этапы своего профессионального и личностного становления я описала в автобиографической монографии "Возникающая женщина: декада преобразований середины жизни", вышедшей к настоящему времени двумя изданиями (1980, 1989) и переведенной на пять языков. В 1984 г. я основала организацию "Ресурсы творчества и сознания" - кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития. В последствии данная организация была преобразована в Институт человеко-центрированной экспрессивной терапии (г.Санта Роза, шт. Калифорния), в котором я продолжаю работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. Как и мой отец я стараюсь сочетать преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях шт.Калифорния (Институт трансперсональной психологии, Университет Сан-Франциско, Университет Джона Ф.Кеннеди, Университет Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, центром обсуждения в которых являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации. Впервые я приехала в Россию в 1989 году. Данный визит уже четвертый. Я рада продолжающемуся сотрудничеству с психологами и психотерапевтами из Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования, где проходит уже второй мой научно-практический семинар-тренинг, посвященный приемам и навыкам человеко-центрированного экспрессивного консультирования."
А.О.:"Терапевтическая система, разработанная Вами и в систематическом виде представленная в Вашей монографии "Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств" (1993), представляет собой синтез человеко-центрированного подхода, разработанного К.Роджерсом, с различными методами и техниками арт-терапии. Экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих выражать элементы внутреннего мира человека, актуализировать его творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования. Использование в терапевтическом процессе различных экспрессивных искусств создает особый феномен "творческой связи" (creative connection), заключающийся во взаимоусилении их терапевтических эффектов. Г-жа Н.Роджерс, для наших читателей уже стало ясно, что два основных акцента в Вашей деятельности - это психотерапия и творчество. Не могли бы Вы более подробно раскрыть связь между этими областями человеческой деятельности?"
Н.Р.:"Я глубоко убеждена, что пробуждение творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического процесса. Таким образом, творчество и терапия частично совпадают. То, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным. То, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс. Включая творческие искусства в мою терапевтическую практику, я использую термин человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств (person-centered expressive arts therapy). Термин экспрессивная терапия или терапия на основе экспрессивных искусств обычно обозначает танцевальную терапию, арт-терапию и музыкальную терапию. Эти термины служат также для обозначения использования в терапии дневниковых записей, стихов, воображения, медитации и драматической импровизации. Использование экспрессиваных искусств в целях облегчения процессов эмоционального оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека представляет собой расширяющееся поле деятельности."
А.О:"Что же представляет собой человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств?"
Н.Р:"Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства - движение, рисование, живопись, ваяние, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию - в условиях,
обеспечивающих поддержку человека, и с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. Она представляет собой процесс самоисследования посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию "приятной" картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства. Мы выражаем наши внутренние чувства посредством создания внешних форм. Экспрессивное искусство - это использование эмоциональных, интуитивных аспектов нас самих с помощью различных средств. Использовать искусства экспрессивно - это значит войти в наш внутренний мир для того чтобы обнаружить находящиеся в них переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации. Проговаривание своих переживаний также является важным способом осмысленного самовыражения и самоисследования. В терапевтическом мире, основанном на гуманистических принципах, термин экспрессивная терапия был зарезервирован за невербальной и/или метафорической экспрессией. Гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и "пролечить" людей. Большинство из нас уже открыли для себя тот или иной аспект экспрессивного искусства в качестве несомненно полезного для каждодневной жизни. Вы можете рисовать каракули, когда говорите по телефону, и находить это занятие успокаивающим. Вы можете вести личный дневник и обнаружить, что, по мере того как вы пишите, ваши переживания и представления претерпевают изменения. Возможно вы записываете свои мечты и ищите в этих записях некие знаки и символы. Вы можете заниматься живописью или ваянием в качестве хобби и при этом осознаете всю силу этого опыта, уносящую вас от ваших каждодневных проблем. Или же возможно вы напеваете, когда ведете машину или совершаете длительные прогулки. Все это - примеры самовыражения, самоэкспрессии посредством движения, звука, письма и искусства с целью изменения своего состояния. Все это пути высвобождения ваших переживаний, прояснения ума, поднятия духовных способностей и введения себя в более высокие состояния сознания. Это процесс, который является терапевтическим. Когда мы используем искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, мы не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусства в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим обращениям, содержащимся в произведениях экспрессивных искусств. Наши произведения обращаются к нам, и мы можем понять эти обращения, если найдем время, чтобы вникнуть и прочувствовать их."
А.О.:"Цель всякой психотерапевтической системы - оздоровление и исцеление души человека, его внутреннего мира. Было бы интересно узнать, что представляет собой Ваша работа с людьми, с Вашими клиентами."
Н.Р.:"Когда я работаю с клиентами, использование творческого процесса для глубокого внутреннего исцеления предполагает ряд последовательных шагов. Терапевт, применяющий экспрессивные искусства, осознает, что вовлечение в терапевтический процесс ума, тела и эмоций человека активизирует как интуитивные способности клиента, его воображение, так и логическое, линейное мышление. Поскольку эмоциональные состояния редко бывают логичными, использование воображения и невербальных средств предоставляет клиенту альтернативный путь для самоисследования и общения. Этот процесс является мощной интегрирующей силой. Традиционно психотерапия является словестной формой терапии, и речь в ней всегда будет важной составляющей. Однако, я обнаружила, что когда клиент выражает себя с помощью образов, я могу быстро понять его внутренний мир. Цвет, форма и символы - это различные языки, которые говорят из бессознательного и для каждого человека содержат особые смыслы. По мере того, как я слушаю объяснение клиентом своих образов, я отчетливо вижу мир так, как видит его клиент. Он может также использовать движение или жест, чтобы показать, что и как он
чувствует. Следуя его движению, я могу понять его мир посредством кинестетической эмпатии.
Знание клиента о самом себе расширяется по мере того как его движение, художественная деятельность, письмо и вокализация предоставляют ему своего рода ключи для дальнейшего исследования. Использование экспрессивных искусств становится как целительным процессом, так и новым языком, который говорит о многом и клиенту, и терапевту. Эти искусства являются
мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия неизвестных аспектов своего Я. Словесная терапия сконцентрирована на эмоциональных нарушениях и неприемлемом поведении.
Экспрессивные искусства переносят клиента в мир эмоций и добавляют его опыту как бы новое измерение. Включение искусств в психотерапию дает клиенту способ использования неконтролируемых, свободных и наполненныых энергией частей своего Я. Терапия может включать в себя моменты радостного, полного жизни учения, идущего на многих уровнях - сенсорном, кинестетическом, понятийном, эмоциональном и мифическом. По свидетельствам клиентов экспрессивные искусства помогли им выйти за пределы своих проблем и увидеть себя конструктивно действующими в окружающем мире".
А.О.:"Ваш отец, Карл Роджерс - наиболее влиятельный психолог США. Вполне очевидно, что Ваша профессиональная деятельность в качестве психотерапевта не могла не испытать на себе влияние его идей, его философии. Не могли бы Вы рассказать о преемственности между Вашей психотерапевтической системой и человеко-центрированным подходом, разработанным Вашим отцом?"
Н.Р.:"Человеко-центрированный аспект терапии на основе экспрессивных искусств представляет собой исходную философию, лежащую в основе моей работы. Клиенто-центрированный или человеко-центрированный подход, развитый моим отцом, акцентирует роль терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность и заботу, когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению. Философия К.Роджерса основана на доверии к неотъемлемому, присущему каждому индивиду внутреннему импульсу в направлении роста и развития. Я базирую мой подход к терапии на основе экспрессивных искусств на этой очень глубокой вере в природную способность каждого человека стремиться к полной реализации своего потенциала. Исследование К.Роджерсом терапевтического процесса выявило, что исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует
себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым - редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее, исцеляют именно эти
моменты принятия и понимания. В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину. Самый большой дар мы даем человеку тогда, когда искренне вслушиваемся во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ. Эмпатия и принятие дают индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и принятия также позволяет вам, вашим друзьям или вашим клиентам почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы опробовать экспрессивные искусства в качестве пути к становлению собственной целостности."
А.О.:"Насколько я знаю, Вас интересует не столько использование различных экспрессивных искусств в процессе психотерапии, сколько их взаимосвязь."
Н.Р.:"Действительно, меня интригует то, что я называю творческой связью (creative connection), - усиливающееся взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком.
Например, движение в сочетании с осознанием открывает для нас глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии или формы. Когда мы пишем сразу же после
движения или занятия искусством, в процессе возникает свободный поток, иногда воплощающийся в стихах. Разработанный мною процесс творческой связи стимулироет подобное самоисследование. Он подобен раскрывающимся лепесткам лотоса, цветущего летним днем. В теплом, принимающем окружении лепестки открываются, чтобы явить внутреннюю сущность цветка. Как только мы
осознаем наши переживания, они становятся источником дальнейшего самопонимания и творчества. Мы осторожно позволяем самим себе пробудиться к новым возможностям. С каждым таким открытием мы можем углублять наш опыт. Когда мы достигаем нашего внутреннего ядра, то обнаруживаем свою связь со всеми живыми существами. Мы создаем, творим для того, чтобы установить связь с нашим внутренним источником и вступить в контакт с миром и всей вселенной. Я верю, что все мы способны быть глубоко и превосходно творческими, используем ли мы это творчество чтобы установить связь с семьей или для того, чтобы нарисовать картину. Семена многого в нашем творчестве привносятся из бессознательного, из наших переживаний и интуиции. Бесознательное - наш глубокий колодец. У многих из нас поверх этого колодца лежит крышка. Переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия - в танец, музыку, занятия искусством или письмо. Когда наши переживания радостны, художественная форма дает духовный подъем. Когда наши переживания полны жестокости и гнева, мы можем преобразовать их в преисполненное мощи искусство вместо того, чтобы изливать их на мир. Такое искусство помогает нам принять этот темный аспект нас самих. Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания другим."
А.О.:"Г-жа Роджерс, как Вы обнаружили этот феномен "творческой связи" экспрессивных искусств? Используете ли Вы его целительную силу в своей собственной жизни?"
Н.Р.:"Я почувствовала свое собственное личное оздоровление, когда объединила вместе мои интересы в психотерапии, занятиях искусством, танцем, сочинительством и музыкой. Человеко-центрированная экспрессивная терапия возникла в результате моей личностной интеграции этих искусств и той философии, которую я унаследовала. В процессе личного экспериментирования я испытала этот инсайт благодаря моему художественному журналу-дневнику. Я рисовала каракули, "выпускала пар" или же играла красками без всякой заботы о результате.
Сначала у меня не было достаточной уверенности, чтобы предложить эти методы клиентам, я попросила их попробовать все это, а затем дать мне обратную связь. Они сказали, что эти пробы были для них полезны. Их самопонимание быстро повысилось, а общение между нами чрезвычайно улучшилось. То же самое произошло, когда я предложила использовать в целях самовыражения движение, вокализацию и свободное письмо. Клиенты и участники групп отмечали ощущения "новых начинаний" и свободы быть. Один участник группы писал:"Я вновь научился
играть, научился тому, как отпускать то, что я "знаю" - мои успехи, достижения и познания. Я открыл важность того, чтобы начать сначала". Другой участник сказал следующее:"Для меня
намного легче иметь дело с тяжелыми эмоциями в экспрессивной игре, нежели думать или говорить о них". Стало очевидно, что процесс творческой связи усиливает интеграцию. Это ясно сформулировал один из клиентов, который сказал так:"Исследуя свои переживания, я обнаружил, что могу благодаря выражению своих эмоций в движении и танце прорваться сквозь внутренние барьеры/структуры, которые я установил для самого себя. Если зарисовать чувство, возникающее после движения, то это продлевает процесс раскрытия". Трудно выразить в словах глубину и силу художественного экспрессивного процесса. Я хотела бы поделиться эпизодом из личной жизни, в котором использование экспрессивных искусств помогало мне на протяжении трудного периода в моей жизни. Я надеюсь, что, читая об этом, вы хотя бы отчасти ощутите мой процесс роста и развития, ставший возможным в условиях принимающего окружения и благодаря движениям, занятиям искусством и ведению дневника. Месяцы после кончины моего отца были для меня в эмоциональном отношении как езда с горы на роликах. Потеря воспринималась как чудовищная, и в то же время было ощущение, что меня освободили. Мое внутреннее чувство состояло в том, что
его уход открыл для меня своего рода психическую дверь, и в то же время он принес мне огромную печаль. Экспрессивные искусства сослужили мне хорошую службу в это время скорби. Двое моих друзей арт-терапевтов пригласили меня поработать какое-то время с ними вместе. Конни Смит Сигел пригласила меня провести неделю в коттедже в Болинас Бей. Я рисовала одну черную картину за другой. Каждый раз, когда мне надоедали эти черные образы, я начинала рисовать новую картину. Она также оказывалась унылой и мрачной. Хотя изначально Кони была художницей, ее терапевтическая подготовка и способность принимать мое эмоциональное состояние позволили мне быть аутентичной. Я поехала также на семинар, который проводила по выходным дням Колин Киберт, и пробыла там какое-то время, занимаясь ваянием и живописью. На этот раз темой были приливные волны, и вновь - черные картины. Одно скульптурное произведение, выполненное в глине, изображало голову, выныривающую из-под чудовищной волны. Мое ощущение захлестнутости частностями в связи с опустением дома моих родителей, принятием решений относительно вещей моего отца и ответами сотням людей, которые любили его, брало свое. И вновь мои занятия искусством дали полную свободу моим чувствам и, таким образом, принесли ощущение облегчения. Другим большим шагом на этом пути было то, что Колин всячески поддерживала меня в том, чтобы использовать опыт художественного творчества для облегчения и
понимания моего внутреннего процесса. Я думала, что должна преодолеть свою скорбь в течение месяца, но эти две женщины позволили мне продолжать выражать мою реку печали. Весь тот год мое экспрессивное искусство обнаруживало мое длящееся ощущение утраты в сочетании с чувством открытия новых горизонтов. Как часто бывает, когда кто-либо испытывает глубокое страдание, - одновременно приоткрываются духовные сферы. Через три месяца после кончины моего отца я отправилась в Швейцарию, чтобы поработать там ко-фасилитатором группы вместе с арт-терапевтом Паоло Книллем. Это было время, когда у меня было повышенное ощущение связанности и общности с людьми, природой и моими снами. В моем внутреннем бытии произошли
удивительные события. Я переживала синхронности (synchronicities), особые послания и замечательные образы. Однажды ночью я внезапно проснулась от того, что, как мне казалось, в моей комнате билось множество больших крыльев. На следующее утро я зарисовала этот опыт настолько хорошо, насколько смогла. Как-то днем я проводила группу, где мы делали упражнение, которое называется "Таяние и рост". Группа распределилась на пары участников, и партнеры поочереди наблюдали за тем, как их напарники танцевали, "таяли" и затем выростали".
Я участвовала в этом действе в паре с Паоло. Он наблюдал как я медленно таяла из позы в полный рост до совершенной распластанности на полу. Позднее я записала с своем дневнике: "Мне очень понравилась возможность растаять, полностью отпустить себя. Когда я растаяла и просочилась в пол, то почувствовала себя полностью расслабленной. Я сдалась! Внезапно я ощутила, что буквально пронизана невероятным светом. Хотя мои глаза были закрыты, все сияло. Изумленная, я какое-то время спокойно лежала, а затем начала медленно "расти", пока не выпрямилась в полный рост". Я дала участникам группы инструкцию изобразить в цвете их опыт движения. Всепроникающий свет трудно нарисовать, но я попыталась схватить этот ошеломляющий опыт в цвете. Рефлексируя этот опыт, мне представляется, что мое сердце резко приоткрылось. Это сделало меня одновременно и уязвимой и преисполненной внутренней силы и света. Несколько дней спустя появилась новая картина с волной. На этот раз яркая зелено-голубая вода была освещена розово-золотым небом. Эти случаи являются частью моего внутреннего путешествия. Я поделилась ими по двум причинам. Во-первых, я хотела проиллюстрировать преобразующую силу экспрессивных искусств. Во-вторых, мне хотелось показать, что человеко-центрированная
экспрессивная терапия базируется на очень специфических гуманистических принципах. Например, крайне важно было то, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Я знала, что если у меня будет что сказать, я буду услышана и понята. Когда я сказала Паоло, что испытала ощущение
пронизанности светом, он мог бы сказать - "Это просто твое воображение". Однако он не только понял, он сказал мне также, что видел в тот момент драматическое изменение в выражении моего лица."
А.О.:"Гуманистическая психология, одним из основоположников и лидеров которой был Ваш отец, является лишь одним из направлений современной психологии. Мне кажется, что для понимания Вашей работы следует познакомить читателей журнала с основными принципами, лежащими в ее основе."
Н.Р.:"Теоретические принципы, образующие основу практической работы гуманистических психологов и психотерапевтов (в том числе и моей работы), можно сформулировать следующим образом:
- Личностный рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении.
- Безопасное, поддерживающее окружение создается фасилитаторами (учителями, терапевтами, руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми.
- Эти качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном опыте.
- Отношения клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер могут быть контекстом для проживания всех этих качеств.
- Личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений происходит по мере рефлексии и выражения элементов этого жизненного опыта.
- Все люди обладают природной способностью к творчеству.
- Творческий процесс исцеляет. Экспрессивный продукт несет важные сообщения индивиду. Вместе с тем, именно процесс творчества является глубоко преобразующим.
- Личностный рост и высшие состояния сознания достигаются посредством самоосознания, самопонимания и инсайта.
- Самоосознание, понимание и инсайт достигаются погружением в наши эмоции. Переживания горя, гнева, боли, страха, радости и экстаза являются тем туннелем, по которому мы должны пройти, чтобы попасть на другую сторону - к самоосознанию, пониманию и целостности.
- Наши переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть канализирована, высвобождена и преобразована посредством экспрессивных искусств.
- Экспрессивные искусства - включая движения, художественные ремесла, вокализацию, музыку, медитацию и воображение - ведут нас в бессознательное. Это зачастую позволяет нам выразить прежде неизвестные фрагменты нас самих и, таким образом, высветить новую информацию и достичь нового осознания.
- Виды искусства взаимосвязаны таким образом, который я называю творческой связью. Когда мы двигаемся, это влияет на то, как мы пишем или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на то, как мы чувствуем или думаем. В процессе творческой связи одна форма искусства стимулирует и питает другую, приближая нас к внутреннему ядру или сущности, которая
является нашей жизненной энергией.
- Существует связь между нашей жизненной силой - нашим внутренним ядром или душой - и сущностью всех существ.
- Поэтому, по мере того как мы путешествуем внутрь себя чтобы открыть нашу сущность или целостность, мы обнаруживаем нашу связанность с внешним миром. Внутреннее и внешнее становятся одним."
А.О.:"Вы только что сформулировали основные принципы практической работы гуманистического психолога и психотерапевта. Вместе с тем у каждого опытного практика постепенно складывается личная, индивидуальная система представлений и убеждений, своего рода кредо. Есть ли оно у Вас?"
Н.Р.:"Да, конечно. Мое кредо обращено к моим клиентам и ученикам. В нем выражено мое личное отношение к другим людям и самой себе в ходе психотерапевтического процесса, который для меня всегда является подлинным внутренним путешествием. Я формулирую мое кредо следующим образом:
Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием.
Я буду рядом с вами, но не буду назойливой.
Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу.
Я не буду также покидать вас.
Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности.
Я буду поддержавать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии.
Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду.
Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас.
Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться
этими средствами.
Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас.
Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы.
Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю.
Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас.
Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь в этом. Я могу сказать:"Я виновата".
Автор экспрессивного консультирования - известный американский психолог и психотерапевт - Натали Роджерс. Она убеждена в том, что творческая энергия каждого человека - это сила, способная обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы их выражения. С помощью своих творческих сил человек способен на изменение, продвижение в своем развитии.
По мере того, как раскрепощается творческая энергия, снижается уровень тревожности, уменьшается стресс, объединяются в единое целое интеллектуальная, телесная, эмоциональная и духовная сферы человека.
Мы заболеваем, когда накладываются ограничения на проявление нашей креативности. Тогда мы становимся напряженными, наша жизнь тускнеет.
В каждом человеке заложен творческий потенциал, и проблема творческого самовыражения состоит не в отсутствии способностей, а в отсутствии условий, которые бы не блокировали, а, напротив, стимулировали проявление творчества.
Основные условия, необходимые для стимуляции творчества - психологическая безопасность, отсутствие критики и оценок, создающие климат психологической свободы, атмосферу дозволенности, открытости, игры и спонтанности.
С помощью таких экспрессивных методик, как: экспрессивное письмо, рисование, коллаж можно достигнуть удивительных внутренних преобразований. Вы можете научиться лучше осознавать себя и лучше понимать других, избавиться от собственных страхов, позволить в условиях психологически безопасного климата проявиться своим темным сторонам, научиться более полно и адекватно выражать себя и свои чувства, обнаружить свой внутренний потенциал.