Страсти по человеку
(от 18 января 2003 года )
В Средние века вполне серьезно обсуждался вопрос - имеет ли женщина душу? или, другими словами, человек ли она? После эпохи Просвещения Средние века стали называть "Темными", но свет Просвещения не помог разобраться с "женской душой". Возможно, мужчины, чувствуя в женщине особую над собой власть, пытались тем или иным способом отгородиться от этого влияния, либо обесценивая женскую половину человечества, либо вознося на около небесный пьедестал. Возрождение воспевало божественность Женщины-матери, романтизм курил фимиам таинственной Незнакомке. Но ни преклонение перед женщиной, ни презрительно-уничижительное отношение к ней не внесли ясности в поставленный в Средние века вопрос.
Оставим на время вопрос: "А судьи кто?" и предположим на какое-то время, что женщина действительно "не человек". Следует ли при этом женщинам сразу впадать в истерию самооправдания? Возьмем "паузу" и разберемся без лишней суеты. Что значит это "не"? "Недо", "сверх" или что-то еще?
Часто высказывание "курица - не птица, женщина - не человек" следует понимать, что женщина - это недочеловек, поскольку она не обладает теми способностями, которые якобы делают человеком мужчину. Например, логичностью, рациональностью и креативностью. Но в современном мире, где женщины получают высшее образование и занимаются не только деторождением, вряд ли стоит рассматривать такой "мировоззренческий" тезис всерьез. Даже если женщины не составляют большинства Нобелевских лауреатов, а лучшие творения культуры созданы мужчинами и даже если эмпирически доказано, что все эти мыслительные способности женщин в среднем ниже соответствующих способностей большинства представителей противоположного пола, то этим мы ничего не докажем. Возможно, что этим способностям они просто не придают такого значения. Возможно, что у них есть интересы и способности, более важные, чем занятие наукой или искусством. Вполне возможно, что они просто не зацикливаются на этих способностях, как это делают многие мужчины.
Однако не стоит сразу же впадать в феминистский азарт и доказывать, что женщина, как и мужчина, тоже человек. Допустим хоть на миг, что "быть человеком" - не некая понятная во всех отношениях ценность и очевидная добродетель, а загадка, ответ на которую еще никем не дан. В этом случае стоит ли так торопиться доказывать, что "я - человек"? Возможно, есть более интересные варианты.
На что ориентируется человек в своей жизни? На значимые образы. Центральным же образом, позволяющим растущему человеческому существу самоопределяться в жизни, является образ особой, героической Личности, образ Героя.
Посмотрим сначала на мужчин: любой мальчишка, начиная осмыслять свое существование, "подтягивается" к какому-нибудь Герою, будь то Робин Гуд или ди-джей. Герой - его страстно желаемое идеальное Я. Жизнь такой Личности кажется максимально полной, осмысленной и, потому, желанной. Герой может то, чего не могут окружающие. Он наделен харизмой - особым свечением власти и притягательности. Все, что входит в поле его магического притяжения, наделяется особым значением: люди, одежда, вещи, еда и питье, сам образ жизни. Такая Личность освящает собой все, даже смертельно опасное - наркотики. В предельном варианте образ Героя становится образом Супермена, Сверх-человека, почти Бога.
Оказывается, что "быть человеком" - не самое интересное занятие. Будущий мужчина в глубине души, возможно, сильнее всего хочет "выпрыгнуть" из своей человеческой оболочки, "человеческой, слишком человеческой" судьбы. Он хотел бы оставить ее, как бабочка оставляет куколку. Так почему же женщина должна хотеть того, чего не хочет мужчина - быть человеком, просто человеком? Ей тоже вовсе не чуждо страстно желаемое идеальное Я, ее Личность, ее Героиня.
Философы говорят, что Человек - это существо, могущее быть иным. Психологи говорят, что человек не предопределен природой так, как животное, он меньше "запрограммирован" природой на какие-то конкретные типы поведения, как, например, кошка или муравей. Но женщина, можем предположить мы (и как предполагают некоторые психологи) чуть больше, чем мужчина (но, конечно, меньше, чем животное!), предопределена природой, - в силу своей близости ритмам рождения, - а потому меньше мужчины может быть иной, меньше может быть Личностью.
Женщина меньше мужчины может быть иной. Можно сказать, что ее отношение к ребенку и любимому мужчине более "инстинктивны", менее произвольны. Когда ее ребенок плачет, она просыпается даже от глубокого сна. Когда ему грозит опасность, она приходит на помощь, не раздумывая. Когда он голодает, она кормит его молоком своего тела. Когда он вырастает, ей невозможно отдать его другой: женщине, стране, войне... В ней звучит инстинктивный голос жизни, если он не подавлен. Она живет ради ребенка, если ее не научили ненависти. Она живет для любимого мужчины, если ее не научили нелюбви. Она живет с верой в сердце, если ее не научили безверью и отчаянью. И она не может быть другой, если ее не научили изменяться и изменять.
Почему девочка перестает слышать звучащий в ней голос жизни? Почему, качая куклу и наряжаясь, она начинает думать о себе как идеальном Я? Почему мать не может научить ее быть женщиной? Может быть оттого, что ей самой не привелось повстречать мужчину, который бы поддержал ее человеческое начало. Оттого, что встреченный ею мужчина боялся и не понимал ее, и поэтому она была для него всегда чем-то другим, чем она есть на самом деле: матерью его детей, куклой, идолом, подстилкой, разменной монетой его честолюбия... Если же она не узнала счастья быть самой собой с другим человеком, то, желая быть счастливой во что бы то ни стало, она станет другой - недочеловеком или сверхчеловеком, святой или блудницей, ангелом или монстром, лишь бы почувствовать, что она может быть привлекательной и желанной хоть в каком-то обличье. Если женщина не знала настоящей любви, она передаст это по наследству своей дочери. Она иссушит свое сердце, озлобит взгляд, извратит ум, чтобы жить в этом мире, где нет любви. И свою дочь она научит мстить мужчинам - каждым жестом, каждым взглядом за поруганную тайну несостоявшейся мистерии любви.
Но сколько родников с живой водой умолкло? Сколько сил похоронено в неплодоносящих недрах? Мужчина-Личность, мужчина-Герой, которому женщина была дана как обитель блаженства, как земля обетованная, что сделал он с ней? Он молился на нее, он ее презирал, он ею пользовался и искушался. Женщина-Личность, женщина-Героиня, которой мужчина был дан как райский сад, как заповедник, что сделала она с ним? Она мстила ему, она ему завидовала, пользовалась им и изменяла ему? И только в редкие минуты любви они, возможно, видели друг друга такими, какими могли бы видеть всегда - щедрыми и обильными, как природа.
Средневековье волнует теперь не многих. Споры об ангелах и демонах, о доказательствах бытия Бога, об Аде и Рае услышишь не часто. Как не часто услышишь и споры о душе. Но интерес к непохожести - душой и телом - мужчины и женщины остается по-прежнему. Поэтому позвольте предложить такое суждение: женщина - не человек, и мужчина - не человек, они лишь испытание друг для друга - быть ли им людьми.
Н.А.Орлова, А.Б.Орлов
================================================
Рассылка Trialog.ru - "HE&SHE" Nо 7 (январь 2003)
E-mail: mail@trialog.ru
www.trialog.ru
505-2-333