Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru

ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОБЛАСТЬ ПРАКТИКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ТРИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Орлов А. Б. (Москва, Россия)

      Человекоцентрированное консультирование - получившее всемирное признание система индивидуального психологического консультирования (ИПК) - составная часть разработанного К.Роджерсом человекоцентрированного подхода (person-centered approach). Основное положение данного подхода состоит в том, что внутренняя природа (сущность) человека обнаруживает и проявляет свою позитивность, конструктивность и социальность каждый раз, когда в его взаимоотношениях с людьми существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления. Главная задача психолога-консультанта - создать такую атмосферу общения с клиентом, т.е.: а) принимать его без каких-либо предварительных условий, б) понимать, не оценивая, но сопереживая клиенту и в) быть с клиентом, открыто и откровенно общаясь с ним, не прячась от него за маской профессионала-эксперта. Такое общение фасилитирует позитивную природу (внутренний потенциал) клиента, следствием и проявлением чего и оказывается собственно консультативный эффект. Возникнув в 40-е годы, Человекоцентрированное ИПК получило чрезвычайное распространение в 60-80-е годы, оказав существенное влияние на такие области как психология личности, педагогика и педагогическая психология, социальная психология, психология семьи, политическая психология. Человекоцентрированное ИПК продолжает развиваться, включая в себя невербальные техники самоисследования (Н.Роджерс) и работу с образами бессознательного (А.Менегетти).
      Современная ситуация в области ИПК характеризуется чрезвычайной пестротой теоретических концепций и конкретных техник работы. Это обстоятельство делает весьма затруднительным систематическое изучение и практическое освоение данной области. В рамках спецкурса "Теоретические и методологические основы индивидуального психологического консультирования" и практикума по этому спецкурсу, преподающихся автором на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ, значительное внимание уделяется Человекоцентрированному ИПК, его специфике, предпосылкам и следствиям в истории практической психологии (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Л.Бинцвангер, Р.Мэй, Н.Роджерс, А.Менегетти). Интеграция представлений о предмете курса обеспечивается также включением в его содержание ряда ключевых понятий психологии личности - "личность", "сущность", "персона", "тень", "лик", "персонализация", "персонификация", "трансперсональное общение" (см., А.Б.Орлов, 1995), а также понятий "диалог" (А.Ф.Копьев, Т.А.Флоренская) и "триалог", Триалог рассматривается как 1) процессуальный эквивалент тройственной структуры человека (тело-душа-дух) и ее интраперсональной репрезентации (тень-персона-лик); 2) коммуникативная и аутокоммуни-кативная структура, включающая в себя компоненты интерперсонального и транс-персонального общения; 3) феномены ИПК - системы интер- и интраперсональных общений между позициями "консультант", "консультируемый", "наблюдатель" - внешние и внутренние триалоги; 4) универсальная обучающая процедура, представленная в ИПК и как супервизорство, и как работа в триадах консультант-клиент-наблюдатель. Цели спецкурса состоят в том, чтобы познакомив студентов с теорией, методологией и разновидностями ИПК, и предложить систему понятий и представлений триалогического подхода, обеспечивающую более целостное видение практики ИПК. Практикум по данному спецкурсу проводится в форме групповых занятий (работа в триадах с последовательной ротацией основных позиций, специализированных группах консультантов, клиентов и наблюдателей, общей студенческой группе). Базу практикума образуют не отдельные упражнения, выполняемые в учебных (искусственных) ситуациях, но каждый раз ситуации реальной практической работы с личностно-значимыми запросами и проблемами. На наш взгляд, только такая работа обладает значимым обучающим эффектом. Кроме того, такая организация учебной работы предоставляет студентам полную свободу в выборе любой стратегии и тактики, теоретической позиции и практической ориентации в ИПК в сочетании с системой разнообразных рефлексий и обратных связей. Цели практикума состоят в том, чтобы предоставить возможность студентам: получить, обобщить и транслировать друг другу личный опыт ИПК; освоить основные позиции (клиент, консультант, наблюдатель-супервизор) и основной метод ИПК (консультативную беседу), а также общие установки и техники работы психолога-консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение, паузы, реформули-ровки и метафоры, темпоритм речи, позы, мимика и дыхание); познакомиться с вариантами практики ИПК (психологическое консультирование с использованием элементов экспрессивных искусств, онтоконсультирование); конкретизировать предложенную в спецкурсе систему понятий и представлений триалогического подхода к ИПК.

Доктор психологических наук А.Б.Орлов

Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru