52
От
редакции.
Высказанные В.И. Слободчиковым в помещенной выше статье идеи носят
дискуссионный характер. Поэтому редакция сочла необходимым опубликовать также
соображения рецензента статьи А.Б. Орлова по поводу тем, которые в ней
обсуждаются.
ОТ ХАОСА К ПОРЯДКУ И ОБРАТНО, ТУДА, ГДЕ... “ВСЕ ВО
ВСЕМ”
“ВСЕ ВО ВСЕМ” В МЕТОДОЛОГИИ
Статья В.И. Слободчикова
представляет несомненный методологический и теоретический интерес, поскольку
возобновляет (в том числе на страницах журнала “Вопросы психологии”) дискуссию
в связи с наиболее проработанной в отечественной психологии деятельностной
традицией.
Исходный методологический
тезис этой статьи сформулирован следующим образом: “содержательная
неоднозначность категории деятельности порождает множественность ее
интерпретаций, смешение философского, методологического и собственно
психологического планов анализа” [10; 42]. Нам
представляется, что эту логику автора следует обратить, поскольку именно
смешение всех этих трех планов анализа порождало и порождает до сих пор
содержательную неопределенность категории деятельности. В теории предметной
деятельности А.Н. Леонтьева [5] была предпринята отчетливая
(насколько успешная — другой вопрос!) попытка вычленить и рафинировать
собственно психологический план анализа. В задаче построения общей теории деятельности
и выработки представления о “деятельности вообще” (Г.П. Щедровицкий) мы видим
прямо противоположную и абсурдную (но не для В.И. Слободчикова) попытку,
изначально построенную на отождествлении, неразличении, смешении философского,
методологического и собственно психологического планов анализа. Рецензируемая
статья В.И. Слободчикова — еще один пример такого смешения.
“ВСЕ ВО ВСЕМ” В ТЕОРИИ
Основная логика автора
статьи — логика демонтажа концептуального аппарата общепсихологической теории
деятельности А.Н. Леонтьева, наиболее дифференцированной и упорядоченной
отечественной системы психологических понятий. Деятельность для А.Н. Леонтьева
— это своего рода “точка сборки” пребывающих в хаосе психологических понятий.
Для В.И. Слободчикова деятельность становится “точкой разборки”. Порядок
понятий, организованных в категорию “деятельность”, разбирается в два
53
хаоса, которыми оказываются “субъект” и “объект”.
Все основные понятия теории деятельности “втягиваются” в содержания субъекта и
объекта, и под угрозой полного размывания оказывается ключевая идея теории
деятельности А.Н. Леонтьева — идея предметности деятельности и ее основных
составляющих. Так, в частности, мотив как предмет потребности становится частью
потенциала субъекта, который в свою очередь оказывается... способностью. Вот уж
действительно “все во всем”.
Более того, из концептуального строя
психологии выпадает понятие “личность”. Триада основных психологических
категорий по А.Н. Леонтьеву — “Деятельность. Сознание. Личность” (трансформированная
затем в триаду “Личность. Деятельность. Коллектив” А.В. Петровским [8])
у В.И. Слободчикова становится триадой “Деятельность. Сознание. Общность”,
причем и “деятельность”, и “сознание”, и “общность” задаются В.И. Слободчиковым
таким образом, что не оставляют личности-индивидуальности никакого жизненного
пространства, растворяя ее в со-бытийности, соборности, “средостении
человеков”. Предметность деятельности, конкретизирующаяся в ее концептуальном
строе, в предметном действии, опредмеченной потребности, мотиве как предмете
потребности, предметности и пристрастности личности и т.д. и т.п. (все эти
предметы, пометы, меты, заметки, метки, разметки и проч. человеческого мира),
растворяются автором без остатка в “кислотной ванне” безличностного и
обезличенного объектно-процессуального мира технологий (методов и методик,
программ и планов). Примечательно, что именно “технология” оказывается вершиной
пирамиды категорий, образующих “полную (нормативную) структуру деятельности”. В
этой структуре уже нет никаких следов ни опредмеченной потребности, ни
распредмеченного мотива. В ней нет той собственно психологической рамки, без и
вне которой деятельность перестает быть предметом психологического
рассмотрения, становится (буквально!) отчужденной (чужой, не моей и не вашей)
формой, функционированием, в котором индивид (я, вы) выступает лишь одним из
агентов этого функционирования. Две другие (уже производные) потери —
переживания и смыслы. Их нет в категориальном строе нормативной структуры
индивидуальной (полагаем, человеческой, какой же еще?) деятельности. Что же
остается в этой структуре? Остается пресловутое “господство” — над собой, над
своей деятельностью. Однако при ближайшем рассмотрении это “господство”
оказывается не чем иным как наихудшим видом рабства — полной порабощенностью
индивида производством, трудом, технологией.
“ВСЕ ВО ВСЕМ” В МЕТОДОЛОГИИ
И ТЕОРИИ
В.И. Слободчиков изначально
не разводит, не различает философские (общеметодологические) источники и
собственно психологические тексты, рядополагает их, а стало быть, изначально не
видит специфических отличий их концептуальных аппаратов (а именно в этом
различии суть дела, тот “ребенок” предметности, который в результате
оказывается за бортом своей купели). Автор начинает с намерения сопоставить
концепции А.Н. Леонтьева и Г.П. Щедровицкого, но тут же пасует перед этой
непростой задачей [10; 43]. В итоге галилеевский подход к
пониманию предмета психологии (в традиции Левина — Выготского — Леонтьева) в
который раз под видом совершенствования и развития подменяется добрым старым
аристотелевским подходом, объективирующим человека, его деятельность, личность
и сознание в мире объектов и процессов.
Особого внимания заслуживает
анализ В.И. Слободчиковым внепсихологических “рамочных” категорий “субъект” и
“объект”, а также собственно психологической категории “предмет”.
На наш взгляд, субъект, как
то, что существует до, вне и под действием и
54
деятельностью, должен трактоваться вполне однозначно
— как внепредметная и внедеятельностная реальность, как онтологическое,
бытийное основание деятельности. В этом смысле категория субъекта должна
рассматриваться за рамкой категориального строя нормативной структуры
индивидуальной деятельности (а заодно и сознания, и личности). Подобное
понимание субъекта реализовано в собственно психологических концептуальных
построениях К.Г. Юнга [12], Г. Гурджиева (см. [15]),
Р. Ассаджиоли [1], А. Менегетти [6].
Объект как то, что
существует вокруг и вне действия и деятельности, как то, что не включено в
деятельность, — это также внепредметная и внедеятельностная реальность. Объект
также не входит и не может входить в категориальный строй психологической науки
(ср., например, понятие чуждой оболочки — foreign shell у К. Левина [13]).
Что же касается понятия
“предмет”, то В.И. Слободчиков напрасно предлагает нам понимать “предмет” как
буквальный перевод слова “объект” с латинского. В самой этимологии слова
“предмет” как “пред(перед)-мет(мета)” фиксируется некоторое содержание,
находящееся перед той метой, которая наносится человеческим (моим) действием,
человеческой (моей) деятельностью. Иначе говоря, предмет — это содержание,
лежащее в пределах моей деятельностной сферы. Предмет как мета — это
одновременно и цель, и знак (смысл), и желаемое (мотив), и желание
(потребность) (см. [5; 371]).
Вместо различения автор
вновь отождествляет методологический и теоретический (собственно
психологический) планы анализа, “рамочные” категории (субъект и объект) и
понятие “предмет”, смешивает объект с предметом, а субъекта и объект — с
действием и деятельностью. Все оказывается снова во всем. Все кошки (концепты)
оказываются серыми до неразличимости.
Деятельность как посредник
(медиатор) между субъектом и объектом никак не хочет и не может непосредственно
входить в отношение S — O (ни в варианте S — Д — O, ни в варианте S — D — O). И
в том и в другом случае (и как деятельность, и как deyatelnost) она
инородна латинским аббревиатурам. Но даже если мы обозначим эту связку
кириллицей (С — Д — О), эта запись по своей психологической сути предполагает,
что и отношение С — Д, и отношение Д — О не являются непосредственными
отношениями, но предполагают предметных посредников. Для отношения С — Д — это
опредмеченная потребность, а для отношения Д — О — это распредмеченный мотив.
Идея предметности деятельности — суть и специфический момент теории А.Н. Леонтьева
выпала из поля зрения В.И. Слободчикова, сформировавшегося в русле совершенно
иных теоретических традиций — ленинградской школы, оргдеятельностного подхода,
теории учебной деятельности — по сути дела оппозиционных теории предметной
деятельности прежде всего по линии понимания и принятия идеи предметности.
“Нигде и никогда, — пишет
В.И. Слободчиков, — мы не увидим человека до и вне его связей с
другими — он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество”
[10; 4]. Здесь мы опять вынуждены констатировать очевидный
психологический изъян, обусловленный принципиальным апсихологизмом исходной
философско-методологической позиции автора. Для психолога проблема
формулируется принципиально иначе: подлинная социальность человека — не
данность, но архисложная задача. Иначе говоря, нигде и никогда мы не видим
человека per se (эмпирическую типичную личность) как существующего в
непосредственном Я — Ты отношении (М. Бубер) [3], в подлинном
диалоге с Другим (М. Бахтин) [2], как изначально обладающего
доминантой на Собеседнике (А. Ухтомский) [11]; напротив,
всегда и везде человек существует в мире собственных проекций, стереотипов, монологов
и т.п., т.е. до
55
и вне его собственно человеческих
(эмоциональных, смысловых, семантических), а не только до и вне человеческих
(объектных, информационных, функциональных, поведенческих и т.п.) связей с
другими. На наш взгляд, это утверждение — аксиома для любого реального
психолога, имеющего реальное дело с реальными людьми.
Фактически заявляя, что
личности нет, а стало быть, нет и той предметной оболочки, которая облачает
каждого человека, превращая его в закрытую, “окуклившуюся” монаду, автор
утверждает “реальность” со-бытийности apriori. Но это, к сожалению,
совсем не так. Подлинная со-бытийность есть лишь заданность, возможность
событийности как встречи (К. Роджерс [14]).
Во многом аналогичный ход
реализует автор и при анализе человеческого сознания (на этот раз уже с
философско-методолого-психологической позиции С.Л. Рубинштейна [9]):
сознание — основная (онтологическая) характеристика человеческого
существования. При этом, согласно автору, сознание — это (опять!) способность
отдавать себе отчет о... сделанном(!) (см. [10; 44]). И
опять “за бортом” оказывается “феноменологическая банальность”, состоящая в
том, что сознание эмпирической (т.е. реальной) личности организовано таким
(экстравертированным, обращенным к сделанному) образом, что оно не имеет ничего
общего с собственно онтологическим (бытийным, сущностным) планом жизни этой
самой эмпирической личности, поскольку основной феномен сознания и самосознания
этой личности (а другой личности нет, если не принимать в расчет тех эфемерных
созданий, которые прописаны на страницах философских и методологических
текстов) — ложное самоотождествление. И опять для реального психолога подлинно
человеческое (т.е. расширенное, измененное, новое) сознание — не данность, но
задача, решение которой существует только в реальных психопрактических
процессах психоанализа, психосинтеза, индивидуации, самоактуализации,
аутентификации, метанойи, личностного роста.
Подведем итоги. Смешение
философского, методологического и психологического планов анализа — тяжелое
наследие советского периода развития российской психологической науки. Именно
это смешение — одна из главных причин ее схоластичности и того действительного
“абстрактного гуманизма”, который в качестве собственной проекции она пыталась
приписать многим собственно психологическим направлениям зарубежной психологии.
Теоретические построения В.И. Слободчикова выдержаны в лучших традициях нашего
абстрактного гуманизма, поскольку в результате этих построений из
индивидуальной человеческой деятельности полностью абстрагируются (правильнее
было бы сказать: экстрагируются) все ее собственно человеческие психологические
составляющие.
1. Ассаджиоли Р.
и соавт. Психосинтез: теория и практика. М.:
REFL-book, 1994.
2. Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
3. Бубер М. Я и
Ты. М.: Высшая школа, 1993.
4. Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.: Диамант, 1996.
5. Леонтьев А.Н.
Избр. психол. произв: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983.
6. Менегетти А.
Учебник по онтопсихологии. М.: САО, 1998.
7. Орлов А.Б.
Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.:
Логос, 1995.
8. Петровский А.В.
Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
9. Рубинштейн С.Л.
Человек и мир. М.: Наука, 1997.
10. Слободчиков В.И.
Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной
деятельности // Вопр. психол. 2000.
№ 2. С. 42–52.
11. Ухтомский А.А.
Избр. труды. Л.: Наука, 1978.
12. Юнг К.Г.
Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
13. Lewin K. Principles of topological psychology. N.Y.; L.:
McGraw-Hill, 1936.
14. Rogers C. A way of being. Boston: Houghton Mifflin,
1980.
15. Speeth K.R. The Gurdjieff work. Los Angeles: Tarcher,
1989.