Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru

ПРО(РЕПРО)ДУКТИВНОСТЬ КАК
ИНТРА(ИНТЕР)
ПЕРСОНАЛЬНАЯ
ЖЕСТКОСТЬ (ЖЕСТОКОСТЬ)

Исследовательский центр семьи и детства РАО, Москва

А.Б.Орлов

"Врач! исцели Самого Себя"
Евангелие от Луки, 4, 23.

    В онтопсихологической традиции (Менегетти, 1991, 1992, 1992, 1993) продуктивность (креативность, творчество) рассматривается как аутентичное проявления бытия (Ин-се) в плане существования ("я", мир), как точная проекция Ин-се. Репродуктивность, следовательно, можно определить как неточную (ошибочную) проекцию, инконгруэнтное проявление Ин-се.
    Продуктивность в интраперсональной сфере будет выступать как конгруэнтное самовосприятие и самоосознание субъекта, как постоянное приближение его персоны к Я-apriori (личностный рост, персонификация Ин-се), как проявление libido - центростремительной интегрирующей силы Эроса. В интерперсональной сфере продуктивность есть конгруэнтное самопредъявление в общении и деятельности.
    Важнейшая особенность продуктивности - соблюдение меры, т.е. следование исходному и безукоризненному совершенству Ин-се. Иначе говоря, конгруэнтность - это не только аутентичность, не только творчество, но и красота (соразмерность).
    Вместе с тем, следование порядку и закону Ин-се предполагает очевидную и определенную однозначность организации интра- и интерперсональных сфер субъекта, определенную жесткость проявлений жизни. В первой из этих сфер данное качество продуктивности обнаруживает себя как нравственный императив, а во второй - как самопроявления субъекта в континууме "доверие - недоверие" ("открытость - закрытость").
    Жесткость продуктивности предполагает абсолютную внутреннюю свободу, каждый раз творчески и анизотропно сочетающуюся с соблюдением репродуктивных по своей сути внешних (гетерономных) законов. Жесткость продуктивности адаптивна, причем эта адаптивность имеет активный ассимилятивный характер, не изменное Ин-се субъекта ассимилирует (в определенных пределах) требования и запросы интра- и интерперсональной сфер в соответствии со своим собственным законом (мерой).
    Если же обратиться теперь к рассмотрению феномена репро дуктивности, то следует сказать, что в интраперсональной сфере он обнаруживает себя как инконгруэнтное (главным образом благодаря действию монитора отклонения) самовосприятие и самоосознание субъекта, как постоянное удаление его персоны от Я-apriori (личностный регресс, персонализация Ин-се), как проявление mortido - центробежной дезинтегрирующей силы Тана- тоса. В интерперсональной сфере репродуктивность проявляется в различных формах экзистенциальной шизофрении как инконгру- энтное самопредъявление в общении и деятельности.
    Важнейшая особенность репродуктивности - нарушение меры как внутреннего закона Ин-се, постоянная чрезмерность, трансцендирование меры. Репродуктивность - умножение безобразного - есть, одновременно, неопределенность, многозначность организации интра- и интерперсональной сфер субъекта, в первой из которых данное качество выступает как утрата (отказ от) себя, моральность, а во второй - как самопроявления в экстремумах "идентифицированность" (нарушение меры открытости) и "жерт венность" (нарушение меры закрытости).
    Репродуктивность - это всегда жестокость как чрезмерная жесткость, постоянное нарушение меры жесткости либо по отношению к самому себе (мазохизм), либо по отношению к другому (садизм). Вместе с тем, репродуктивность - это несвобода, самовоспроизводящаяся циркулярная зависимость от гетерономных влияний, от разного рода инорганичных интроекций. Жестокость репродуктивности псевдо(дез)адаптивна и имеет пассивный аккомодативный характер: множественная и постоянно изменяющая се- бе персона субъекта беспредельно аккомодируется к множественным и противоречивым требованиям и запросам интра и интерперсональной сфер субъекта.
    Ребенок приходит в этот мир как автономная, продуктивная сила, как Я-apriori. Проявляя свою жесткость, данная сила сталкивается в этом мире не только с одноприродной ей жесткостью жизни, но и с репродуктивной жестокостью. Каждое такое столкновение, если оно превышает предел адаптационных возможностей ребенка, преобразуется в ситуацию интра- и/или интерперсональной фрустрации, в ситуацию интроекции в психику ребенка гетерономного ей содержания, т.е. в ситуацию своего ро- да психического инфицирования ребенка. Изначально автономное, а в данной ситуации фрустрированное и нереализованное содержание ребенка при этом компенсируется, т.е. реализуется не прямо и непосредственно как в случае всякой аутентичной самореализации, но посредством механизма инконгруэнтной (неточной) проекции воспроизводится вновь, еще раз, т.е. репродуцируется.
    Репродуцирование содержания есть, по определению, его чрезмерное производство, что в интраперсональной сфере выступает как чрезмерность семантических посланий, как самоэксплуатация (самоистощение), а в интерперсональной сфере - как чрезмерность семантических запросов к другому, как его эксплуатация и истощение, т.е. как вампиризм.
    Репродуцированное и неточно проецированное содержание оказывается в интраперсональной сфере избыточным, неорганизмичным (чуждым, инородным для субъекта) и искаженным, а в интерперсональной сфере - ложноадресованным, дезинформирующим и неэффективным.. Иначе говоря, всякое репродуцированное содержание негативно. Это еще одна особенность репродуктивности, качественно отличающая ее от продуктивности, которая всегда позитивна (радостна).
    Итак, всякая продуктивность есть по своей сути позитивная жесткость. Ей свойственна самодостаточность, самоактуализация. Эмпатически контактируя с психикой другого, она не проникает, не вторгается в нее, сохраняет свою и чуждую автономность. Напротив, всякая репродуктивность есть негативная жестокость. Она изначально несамодостаточна, зависима, проективна и паразитарна, ориентирована на активное и/или пассивное использование психики другого.
    Таким образом, оппозиция продуктивности-репродуктивности есть, одновременно, оппозиция терапевтичности-антитерапевтичности. Именно в этом мы видим психологический смысл творчества в работе онтопсихолога-терапевта.

Библиография:

Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru