Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru
Психология личности традиционно представляет собой эпицентр научной психологической проблематики, поле, на котором не прекращаются наиболее яростные дискуссии. С одной стороны, такое положение дел объясняется чрезвычайной идеологической нагруженностью данной области, постоянным (хотя подчас имплицитным) присутствием ценностных, нравственных и моральных убеждений и норм в поле данной проблематики. С другой стороны, отсутствие единой общепсихологической теории личности, впечатляющее многообразие психологических концепций личности "среднего уровня", реально не поддающихся какой бы то ни было интеграции в единую и непротиворечивую теоретическую систему, являются живительной питательной средой для продолжающейся "войны всех против всех".
Специфика отечественной психологии личности заключается в том, что на протяжении многих десятилетий сферой релевантной ей психологической практики оставались психоэкспериментальная, психодиагностическая и психопедагогическая работа. При этом две первые практические области были, как правило, ангажированы теми или иными психологическим концепциями личности и фактически их обслуживали (детализировали, уточняли и подтверждали), а третья область психологической практики долгое время была зоной особо пристального идеологического контроля и, в свою очередь, не столько обслуживала (верифицировала) психологические представления и предположения, сколько обслуживалась ими. В этих условиях отечественная психология личности надолго стала сферой либо недостаточно ответственного, либо слишком ответственного теоретизирования.
Как известно, любая научная дисциплина эволюционирует во многом благодаря тем существенным различениям, которые удается провести в предмете исследования. Эти различения конкретизируют и детализируют данный предмет как систему существенных внутрипредметных отношений - дифференцирующееся пространство научных понятий, положений и предположений. В этом смысле прямым показателем прогресса в разработке той или иной научной дисциплины можно считать степень дифференцированности ее предмета (и, прежде всего, степень разотождествленности этого предмета от предметов других, смежных научных дисциплин).
К сожалению, культурно-историческая концепция развития психики, ставшая первичной теоретической матрицей советской психологии, а затем (в силу своего более полного сродства с марксистской философией) занявшая центральное и доминирующее положение в "гнезде" отечественных психологических школ и направлений, отличалась весьма слабой степенью дифференцированности предмета психологии личности. Для Л.С.Выготского "личность" - не научное понятие, а лишь термин, использовавшийся в разных смысловых контекстах и с очень широким диапазоном значений; что же касается "развития личности", то данный процесс отождествлялся с возрастным развитием и был приравнен к интериоризации системы интерперсональных отношений субъекта. Все эти "генетические дефекты" были в полной мере унаследованы отечественной психологией личности и крайне медленно изживались в ходе ее развития.
Предлагаемый читателю дайджест статей по психологии личности, опубликованных в старейшем и авторитетнейшем научном журнале "Вопросы психологии" за почти полувековой период, является замечательной иллюстрацией всего того непростого, полного драматических коллизий пути, который проделала отечественная психология личности во второй половине ХХ века. Все публикуемые материалы - оригинальные тексты, авторы которых - известные отечественные психологи первого, второго и третьего "поколений", разрабатывавшие проблематику психологии личности в разные годы и под разными углами зрения. В данный сборник были отобраны только те публикации, в которых либо вводились новые идеи и понятия, либо подводились итоги многолетних исследований, либо предпринимались попытки осуществить интеграцию идей и понятий психологии личности в некую единую теоретическую систему. Необходимо отметить, что статьи в сборнике размещены в хронологической последовательности. Почти все статьи печатаются с незначительными сокращениями (при этом купюры указаны соответствующим значком - <…>).
Гранит психологии личности как научной дисциплины чрезвычайно прочен. Но "кроту истории" (К.Маркс) подвластен любой материал. Читая статьи дайджеста, видишь, как совершается эта непростая работа, как постепенно конституируется предмет психологии личности, как конкурируют различные значения понятия "личность", как в логике "шаг вперед, два шага назад" уходят в прошлое стереотипы "принципиального противостояния по всем позициям" отечественной и зарубежной (мировой) психологии личности, как преодолеваются отождествления личности и психики, личности и человека, личности и субъекта, развития личности и возрастного развития человека, психологии личности и педагогики личности. Все эти процессы отнюдь не завершены. Более того, в масштабе весьма ограниченной человеческой жизни они не гарантированы. Они гарантированы только в том пределе, к которому устремлена совокупная, а точнее совместная (!) научная деятельность всех психологов, работающих в предельно "глубинных" и предельно "вершинных" точках планеты Псюхэ.
Доктор психологических наук А.Б.Орлов
Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru