132
 
ПУТЬ К ЦЕЛОСТНОСТИ: 
ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ НА ОСНОВЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ 
ИСКУССТВ
 
Когда объединяются искусство и психотерапия, их глубина и сфера действия могут быть расширены, а работая вместе, они оказываются связанны на всем протяжении человеческой истории целительства и врачевания.
 
Ш.МакНифф. 
«Искусство и психотерапия»
 
 
Пробуждение 
творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического 
процесса. Таким образом, творчество и терапия частично совпадают: то, что 
является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, 
часто представляет собой творческий процесс. Включая творческие искусства в мою 
терапевтическую практику, я использую термин человеко-центрированная терапия на 
основе экспрессивных искусств (person — 
centered 
expressive 
arts 
therapy)[1]. 
Термин экспрессивная терапия, или терапия на основе экспрессивных искусств 
обычно обозначает танцевальную терапию, арт-терапию и музыкальную терапию. Эти 
термины служат также для обозначения использования в терапии дневниковых 
записей, стихов, воображения, медитации и драматической импровизации. 
Использование экспрессивных искусств в целях облегчения процессов эмоционального 
оздоровления, разрешения внутреннего конфликта и пробуждения творчества человека 
представляет собой расширяющееся поле деятельности. В главах этой книги я 
надеюсь побудить вас к тому, 
чтобы вы обогатили вашу личную и профессиональную жизнь экспрессивными 
искусствами в том их качестве, которое усилит вашу способность к самопознанию, к 
культивированию более глубоких отношений с другими людьми, к обогащению ваших 
методов работы в качестве художника, терапевта и фасилитатора 
групп.
Что 
такое терапия на основе экспрессивных искусств?
Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства — движение, рисование, живопись,
133
 
скульптуру, музыку, письмо, 
вокализацию и импровизацию — в условиях, 
обеспечивающих поддержку человека, с целью стимулирования его личностного роста, 
развития и исцеления. Она представляет собой процесс самоисследования 
посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных 
глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является 
танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое 
переписывается вновь и вновь в целях достижения 
совершенства.
Мы 
выражаем наши внутренние чувства посредством создания внешних форм. 
Экспрессивное искусство — это использование эмоциональных, интуитивных аспектов 
нас самих с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно — это 
значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в них 
переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, 
движения, звука, письма или драматизации. Проговаривание своих переживаний также 
является важным способом осмысленного самовыражения и самоисследования. В 
терапевтическом мире, основанном на гуманистических принципах, термин 
экспрессивная терапия был зарезервирован за невербальной и/или метафорической 
экспрессией. Гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств отличается 
от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство 
используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и «пролечить» 
людей.
Большинство 
из нас уже открыли для себя тот или иной аспект экспрессивного искусства в 
качестве несомненно полезного для каждодневной жизни. Вы можете рисовать 
каракули, когда говорите по телефону, и находить это занятие успокаивающим. Вы 
можете вести личный дневник и обнаружить, что, по мере того как вы пишите, ваши 
переживания и представления претерпевают изменения. Возможно вы записываете свои 
мечты и ищите в этих записях некие знаки и символы. Вы можете заниматься 
живописью или скульптурой в качестве хобби и при этом осознаете всю силу этого 
опыта, уносящую вас от ваших каждодневных проблем. Или же вы напеваете, когда 
ведете машину или совершаете длительные прогулки. Все это — примеры 
самовыражения, самоэкспрессии посредством движения, звука, письма и искусства с 
целью изменения своего состояния. Все это пути высвобождения ваших переживаний, 
прояснения ума, поднятия духовных способностей и введения себя в более высокие 
состояния сознания. Это процесс, который является 
терапевтическим.
Когда 
мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в 
терапевтических целях, мы не беспокоимся относительно красоты произведений, 
грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания 
песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы 
можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к 
символическим или метафорическим обращениям, содержащимся в произведениях 
экспрессивных искусств. Наши произведения обращаются к нам, и мы можем понять 
эти обращения, если найдем время, чтобы вникнуть и прочувствовать 
их.
Хотя 
в ходе экспрессивной терапии иногда возникают интересные и подчас вполне 
совершенные произведения, мы оставляем эстетику и мастерство тем, кто желает 
заниматься искусством профессионально. Конечно, некоторые из нас оказываются 
настолько вовлеченными в искусство как Средство самовыражения, что впоследствии 
решают усовершенствовать свои навыки в той или иной конкретной области 
искусства. Многие арт-терапевты видят себя теперь уже не столько в качестве 
терапевтов, сколько в качестве художников. Многие художники поняли целительные 
свойства творческого процесса и стали арт-терапевтами.
Когда мы работаем с клиентами, использование творческого процесса для глубокого внутреннего исцеления предполагает ряд последовательных шагов. Терапевты, применяющие экспрессивные
 
134
 
искусства, 
осознают, что вовлечение в терапевтический процесс ума, тела и эмоций человека 
активизирует как интуитивные способности 
клиента, его воображение, так и логическое, линейное мышление. Поскольку 
эмоциональные состояния редко бывают логичными, использование воображения и 
невербальных средств предоставляет клиенту альтернативный путь для 
самоисследования и общения. Этот процесс является мощной интегрирующей 
силой.
Традиционно 
психотерапия является словесной формой терапии, и речь в ней всегда будет важной 
составляющей. Однако я обнаружила, что, когда клиент выражает себя с помощью 
образов, можно быстрее понять его внутренний мир. Цвет, форма и символы — это 
различные языки, которые говорят из бессознательного и для каждого человека 
содержат особые смыслы. По мере того как я слушаю объяснение клиентом своих 
образов, я отчетливо вижу мир так, как видит его клиент. Он может также 
использовать движение или жест, чтобы показать, что и как он чувствует. Следуя 
его движению, я могу понять его мир посредством кинестетической 
эмпатии.
Знание клиента о самом себе 
расширяется по мере того как его движение, художественная деятельность, письмо и 
вокализация предоставляют ему своего рода ключи для дальнейшего исследования. 
Использование экспрессивных искусств становится как целительным процессом, так и 
новым языком, который говорит о многом и клиентам, и терапевту. Эти искусства 
являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия неизвестных 
аспектов своего Я. Словесная терапия сконцентрирована на эмоциональных 
нарушениях и неприемлемом поведении. Экспрессивные искусства переносят клиента в 
мир эмоций и добавляют его опыту как бы новое измерение. Включение искусства в 
психотерапию дает клиенту способ использования неконтролируемых, свободных и 
наполненных энергией частей своего Я. Терапия может включать в себя моменты 
радостного, полного жизни учения, идущего на многих уровнях — сенсорном, 
кинестетическом, понятийном, эмоциональном и мифическом. По свидетельствам 
клиентов, экспрессивные искусства помогли им выйти за предел своих проблем и 
увидеть себя конструктивно действующими в окружающем мире.
ЧТО 
ТАКОЕ ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ?
Человеко-центрированный 
аспект терапии на основе экспрессивных искусств представляет собой исходную 
философию, лежащую в основе моей работы. Клиенто-центрированный или человеко- 
центрированный подход, развитый мок отцом, К.Роджерсом, акцентирует роль 
терапевта, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность, заботу, 
когда он слушает индивида или группу и фасилитирует их рост. Эта философия 
включает убеждение в том, что каждый человек обладает самоценностью, 
достоинством и способностью к самоуправлению. Философия К.Роджерса основана на 
доверии к неотъемлемому, присущему каждому человеку внутреннему импульсу в 
направлении роста и развития. Я строю мой подход к терапии на основе 
экспрессивных искусств на этой очень глубокой вере в природную способность 
человека стремиться к полной реализации своего потенциала.
Исследование 
К.Роджерсом терапевтического процесса выявило, что исцеление происходит тогда, 
когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и 
понятым — достаточно редкий опыт, особенно тогда, когда вы испытываете страх, 
гнев, горе и. ревность. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты принятия и 
понимания. В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих 
случаях мы должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, 
однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы 
оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его 
эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой 
собственный ответ.
 
135
 
Эмпатия 
и принятие дают индивиду возможность усилить самого себя и выявить свой 
уникальный потенциал. Эта атмосфера понимания и принятия также позволяет вам, 
вашим друзьям или вашим клиентам почувствовать себя в достаточной безопасности, 
чтобы опробовать экспрессивные искусства в качестве пути к становлению 
собственной целостности.
Меня 
интригует то, что я называю 
творческой связью (creative 
connection), — 
усиливающееся взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком. 
Например, движение в сочетании с осознанием открывает для нас глубокие 
переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии или формы. 
Когда мы пишем сразу же после движения или занятия искусством, в процессе 
возникает свободный поток, иногда воплощающийся в стихах. Разработанный мною 
процесс творческой связи стимулирует подобное самоисследование. Он подобен 
раскрывающимся лепесткам лотоса, цветущего летним днем. В теплом, принимающем 
окружении лепестки открываются, чтобы явить внутреннюю сущность цветка. Как 
только мы осознаем наши переживания, они становятся источником дальнейшего 
самопонимания и творчества. Мы осторожно позволяем себе ощутить свои новые 
возможности. С каждым таким открытием мы можем углублять наш опыт. Когда мы достигаем нашего внутреннего ядра, 
то обнаруживаем свою связь со всеми живыми существами. Мы создаем, творим для 
того, чтобы установить связь с нашим внутренним источником и вступить в контакт 
с миром и всей вселенной.
Некоторые 
писатели, художники и музыканты осознают эту творческую связь. Если вы один из 
них, то можете сказать: «Конечно, я всегда музицирую и танцую прежде чем начинаю 
рисовать». Или если вы писатель, то возможно вы отправляетесь в дальние 
пешеходные прогулки прежде чем сесть за письменный стол.
Впрочем, 
вы не одиноки и в том случае, если, подобно многим людям в нашем обществе, 
говорите про себя: «Я нетворческий человек». Я надеюсь, что эта книга будет 
способствовать тому, что вы опробуете новый для себя опыт. Вы удивитесь самому 
себе.
Я 
верю, что все мы способны быть подлинно творческими, независимо от того, 
используем ли мы это творчество, чтобы установить связь с семьей, или для того, 
чтобы нарисовать картину. Многое в нашем творчестве привносится из 
бессознательного, из наших переживаний и интуиции. Бессознательное — наш 
глубокий колодец. У многих из нас поверх этого колодца лежит крышка. Переживания 
могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия — в танец, музыку, 
занятия искусством или письмо. Когда наши переживания радостны, художественная 
форма дает духовный подъем. Когда наши переживания полны жестокости и гнева, мы 
можем преобразовать их в преисполненное мощи искусство вместо того, чтобы 
изливать их на мир. Такое искусство помогает нам принять этот темный аспект нас 
самих. Самопринятие имеет первостепенное значение для сочувствия и сострадания 
другим.
ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ 
СИЛА ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫХ ЭКСПРЕССИВНЫХ ИСКУССТВ
Я 
почувствовала свое собственное оздоровление, когда объединила вместе мои 
интересы в психотерапии, занятиях искусством, танцем, сочинительством и музыкой. 
Человеко-центрированная экспрессивная терапия возникла в результате моей 
личностной интеграции этих искусств и той философии, которую я разделяла. В 
процессе личного экспериментирования я испытала этот инсайт благодаря моему 
художественному журналу-дневнику. Я рисовала каракули, «выпускала пар» или же 
играла красками без заботы о результате.
Сначала у меня не было 
достаточной уверенности, чтобы предложить эти методы клиентам, я попросила их 
попробовать все это, а затем дать мне обратную
 
136
 
связь. Они сказали, что эти 
пробы были для них полезны: их самопонимание быстро повысилось, а общение между 
нами чрезвычайно улучшилось.
То 
же самое произошло, когда я предложила использовать в целях самовыражения 
движение, вокализацию и свободное письмо. Клиенты и участники групп отмечали 
ощущения «новых начинаний» и свободы быть. Один участник группы писал: «Я вновь 
научился играть, научился тому, как отпускать то, что я «знаю» — мои успехи, 
достижения и познания. Я открыл важность того, чтобы намного легче иметь дело с 
тяжелыми эмоциями в экспрессивной игре, нежели думать или говорить о 
них».
Стало 
очевидно, что процесс творческой связи усиливает интеграцию. Это ясно 
сформулировал один из клиентов, который сказал так: «Исследуя свои переживания, 
я обнаружил, что могу благодаря выражению своих эмоций в движении и танце 
прорваться сквозь внутренние барьеры (структуры), которые я установил для самого 
себя. Если зарисовать чувство, возникающее после движения, то это продлевает 
процесс раскрытия».
Трудно 
выразить в словах глубину и силу художественного экспрессивного процесса. Я 
хотела бы поделиться эпизодом из личной жизни, в котором использование 
экспрессивных искусств помогло мне на протяжении трудного периода в моей жизни. 
Я надеюсь, что, читая об этом, вы хотя бы отчасти ощутите мой процесс роста и 
развития, ставший возможным в условиях принимающего окружения и благодаря 
движениям, занятиям искусством и ведению дневника.
Месяцы 
после кончины моего отца были для меня в эмоциональном отношении, как езда с 
горы на роликах. Потеря воспринималась, как чудовищная, и в то же время было 
ощущение, что меня освободили. Мое внутреннее чувство состояло в том, что его 
уход открыл для меня своего рода психическую дверь, и в то же время он принес 
мне огромную печаль. 
Экспрессивные 
искусства сослужили мне хорошую службу в это время скорби. Двое моих друзей 
арт-терапевтов пригласили меня поработать какое-то время с ними вместе. Конни 
Смит-Сигел  пригласила меня провести 
неделю в коттедже в Болинас Бей. Я рисовала одну черную картину за другой. 
Каждый раз, когда мне надоедали эти черные образы, я начинала рисовать новую 
картину. Она также оказывалась унылой и мрачной. Хотя изначально Конни была 
художницей, ее терапевтическая подготовка и способность принимать мое 
эмоциональное состояние позволили мне быть искренней.
Я 
поехала также на семинар, который проводила по выходным дням Колин Киберт, и 
пробыла там какое-то время, занимаясь ваянием и живописью. На это раз темой были 
приливные волны, и вновь — черные картины. Одно скульптурное произведение, 
выполненное в глине, изображало голову, выныривающую из-под чудовищной волны. 
Мое ощущение захлестнутости частностями в связи с опустением дома моих 
родителей, принятием решений относительно вещей моего отца и ответами сотням 
людей, которые любили его, брало свое. И вновь мои занятия искусством дали полную 
свободу моим чувствам и, таким образом, принесли ощущение облегчения. Другим 
большим шагом на этом пути было то, что Колин всячески поддерживала меня в том, чтобы использовать опыт 
художественного творчества для облегчения и понимания моего внутреннего 
процесса. Я думала, что должна преодолеть свою скорбь в течение месяца, но эти 
две женщины позволили мне продолжать выражать мою реку печали. Весь тот год мое 
экспрессивное искусство обнаруживало мое длящееся ощущение утраты в сочетании с 
чувством открытия новых горизонтов.
Как часто бывает, когда человек испытывает глубокое страдание, — одновременно приоткрываются духовные сферы. Через три месяца после кончины моего отца я отправилась в Швейцарию, чтобы поработать там ко-фасилитатором группы вместе с арт-терапевтом Паоло Книллем. Это было время, когда у меня было повышенное ощущение связанности и общности с людьми, природой и моими
 
137
 
снами. В моем внутреннем 
бытии произошли удивительные события. Я 
переживала синхронности (synchronicities), 
особые послания и замечательные образы. Однажды ночью я внезапно проснулась от 
того, что, как мне казалось, в моей комнате билось множество больших крыльев. На 
следующее утро я зарисовала этот опыт настолько хорошо, насколько 
смогла.
Как-то 
днем я проводила группу, где мы делали упражнение, которое называется «Таяние и 
рост». Группа распределилась на пары участников, и партнеры по очереди наблюдали 
за тем, как их напарники танцевали, «таяли» и затем «вырастали». Я участвовала в 
этом действе в паре с Паоло. Он наблюдал, как я медленно таяла из позы в полный 
рост до совершенной распластанности на полу. Позднее я записала в своем 
дневнике:
«Мне 
очень понравилась возможность растаять, полностью отпустить себя. Когда я 
растаяла и просочилась в пол, то почувствовала себя полностью расслабленной. Я 
сдалась! Внезапно я ощутила, что буквально пронизана невероятным светом. Хотя 
мои глаза были закрыты, все сияло. Изумленная, я какое-то время спокойно лежала, 
а затем начала медленно «расти», пока не выпрямилась в полный 
рост».
Я 
дала участникам группы инструкцию изобразить в цвете опыт их движения. 
Всепроникающий свет трудно нарисовать, но я попыталась схватить этот 
ошеломляющий опыт в цвете.
Рефлектируя 
этот опыт, мне представляется, что сердце вдруг раскрылось. Это сделало меня 
одновременно и уязвимой, и преисполненной внутренней силы и света. Несколько 
дней спустя появилась новая картина с волной. На этот раз яркая зелено-голубая 
вода была освещена розово-золотым небом.
Эти 
случаи являются частью моего внутреннего опыта, и я поделилась ими по двум 
причинам. Во-первых, я хотела проиллюстрировать преобразующую силу экспрессивных 
искусств. Во-вторых, мне хотелось показать, что человеко-центрированная 
экспрессивная терапия базируется на очень специфических гуманистических 
принципах. Например, крайне важно было то, что я была с людьми, которые 
позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, 
что все будет хорошо. Я знала, что если у меня будет что сказать, я буду 
услышана и понята. Когда я сказала Паоло, что испытала ощущение пронизанности 
светом, он мог бы сказать — "Это просто твое воображение". Однако он не только 
понял, он сказал мне также, что видел в тот момент драматическое изменение в 
выражении моего лица.
Представляется 
важным ясно и четко сформулировать гуманистические принципы в качестве основы 
для дальнейшей работы:
Все 
люди обладают природной способностью к творчеству.
Творческий 
процесс исцеляет. Экспрессивный продукт несет важные сообщения индивиду. Вместе 
с тем именно процесс творчества является глубоко 
преобразующим.
Личностный 
рост и высшие состояния сознания достигаются посредством самоосознания, 
самопонимания и инсайта.
Самоосознание, 
понимание и инсайт достигаются погружением в наши эмоции. Переживания горя, 
гнева, боли, страха, радости и экстаза являются тем туннелем, по которому мы 
должны пройти, чтобы попасть на другую сторону — к самоосознанию, пониманию и 
целостности.
Наши 
переживания и эмоции являются источником энергии. Эта энергия может быть 
канализирована, высвобождена и преобразована посредством экспрессивных 
искусств.
Экспрессивные искусства — включая движения, художественные ремесла, вокализацию, музыку, медитацию и воображение — ведут нас в бессознательное. Это зачастую позволяет нам выразить прежде неизвестные фрагменты нас самих и, таким образом, высветить новую информацию и достичь нового осознания.
 
138
 
Виды искусства взаимосвязаны 
таким образом, который я называю творческой связью. Когда мы двигаемся, это 
влияет на то, как мы пишем или рисуем. Когда мы пишем или рисуем, это влияет на 
то, как мы чувствуем или думаем. В процессе творческой связи одна форма 
искусства стимулирует и питает другую, приближая нас к внутреннему ядру или 
сущности, которая является нашей жизненной энергией.
Существует 
связь между нашей жизненной силой — нашим внутренним ядром или душой — и 
сущностью всех существ.
Поэтому, 
по мере того как мы путешествуем внутрь себя, чтобы открыть нашу сущность или 
целостность, мы обнаруживаем нашу связанность с внешним миром. Внутреннее и 
внешнее становятся единым.
Мой 
подход к терапии основан на психодинамической теории индивидуального и 
группового процесса:
Личностный 
рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении. 
Безопасное, 
поддерживающее окружение создается фасилитаторами (учителями, 
 

                                             
 
 
139
 
терапевтами, 
руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, 
теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и 
заботливыми.
Эти 
качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном 
опыте.
Отношения 
клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер 
могут быть контекстом для проживания всех этих качеств.
Личностная 
интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений 
происходит по мере рефлексии и выражения элементов этого жизненного 
опыта.
Схема, 
приводимая выше, иллюстрирует то, как выявление сущности Я посредством 
экспрессивных искусств соединяет нас с универсальным источником энергии, помогая 
устанавливать отношения с сообществом и с миром в целом.
Если 
вы пожелаете, то можете отправиться вместе со мной в путешествие такого 
внутреннего исследования, целью которого является пробуждение вашей 
креативности. Возможно, что вы — писатель, которого пугает изобразительное 
искусство, или же вы — художник, который говорит: «Я не могу танцевать», или же 
вы — терапевт, который хотел бы открыть методы обогащения отношения 
консультант-клиент.
Процесс 
творческой связи: 
приведенная выше схема показывает, что по мере того как благодаря экспрессивным 
искусствам мы отправляемся в путешествие внутрь себя, мы погружаемся в 
бессознательное и осознаем новые аспекты своего Я, получая таким образом новое 
видение и новые возможности. Затем, устанавливая связь с хотя бы еще одним 
человеком в эмпатическом и поддерживающем окружении, мы учимся способам 
установления связей с сообществом людей. По мере того как мы учимся быть 
аутентичными и обладающими новыми возможностями в рамках небольшого сообщества, 
мы начинаем испытывать все большее воодушевление, продвигающее нас в более 
широкий социальный круг. Мы становимся способными к сотворчеству и 
сотрудничеству, достижению нашей высшей цели и реализации всех наших сил. Все 
это в сочетании с сочувствием и состраданием соединяет нас с миром — другими 
культурами и природой.
Поступила 
в редакцию 15. VII 1994 г.
Публикуемый, 
текст представляет собой перевод первой главы новой книги, известного 
американского психотерапевта Натали. Роджерс 
'Творческая 
связь 
(Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Scienсe & Behavior Books, Inc., 
1993) .— Прим. 
перевод.
[1] 
Перевод 
термина «person-centered 
therapy» как 
«личностно-центрированная терапия» не является, на взгляд, вполне точным. 
Принимая во внимание общепринятое в англоязычной психологической литера 
различение терминов person 
(человек) и personality 
(личность), терапию К.Роджерса следует обозначить как "центрированную на 
человеке» ли «человеко-центрированную». — Прим.перевод.