Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru

Лучше один раз увидеть...

Н.А. ОРЛОВА

      Любопытство - одна из базовых потребностей человека. Такая же насущная, как потребность в пище, безопасности, сексе. Поэтому формула требования "хлеба и зрелищ" не случайна. Она дает понять, что иначе, без зрелищ, и хлеб не в радость. Это очень интересно иллюстрирует один опыт. Подопытной обезьянке предлагали на выбор две кнопки: нажатие на одну кнопку гарантировало получение банана, на вторую - возможность на несколько секунд увидеть, что происходит в помещении вне клетки. Только увидеть (в клетке открывалось окошко), не поучаствовать, не потрогать, а только посмотреть! Если обезьяна была очень голодна, она предпочитала банан, но если она еще хотела есть, но уже могла терпеть голод, то предпочитала нажимать на вторую кнопку. Из этого ученые сделали вывод, что удовлетворение любопытства стоит в ряду основных потребностей высших приматов. Если мы проведем подобный эксперимент на себе, то увидим, что есть и, например, смотреть телевизор мы предпочитаем одновременно, а если мы едим в другой комнате, то при сообщении о чем-то важном, мы, даже не насытившись полностью, побежим смотреть, что происходит. И только удовлетворив эту потребность, вернемся к еде.
      Итак, то, что ученые называют "информационным метаболизмом" (обмен организма со средой), для нас не менее важно, чем "метаболизм энергетический". И большую часть информационного обмена мы, люди, осуществляем посредством зрения. Зрение дарит человеку два удовольствия: смотреть и подсматривать. И насколько интереснее и волнительнее нарушать запреты, настолько интереснее подсматривать, чем просто смотреть. Потому что запрет и интерес связаны древними и могучими узами. Все мы знаем о запретных яблоках с Древа познания Добра и Зла, золотых плодах из сада Гесперид, таинственных комнатах Синей Бороды. Нельзя смотреть на дочь падишаха, и юноша, дерзнувший поднять на нее взор, обречен на смерть. Нельзя смотреть на Бога, ибо его вид невыносим для смертного, поэтому он является в приемлемых обличиях (и в некоторых религиях Бог или Богиня изображаются в покрывалах или с закрытым лицом). Очень часто встречается мотив запрета смотреть назад, оборачиваться (так Орфей потерял Эвридику, а жена Лота обратилась в соляной столб). Еще не менее распространенный мотив, который можно найти в сказках и легендах, это мотив взгляда, умерщвляющего жизнь. Таков взгляд Медузы, взгляд Василиска. Но и мы, люди, если верить таким сказочникам, как Г.Х.Андерсен, умерщвляем своим взглядом жизнь "маленьких существ": игрушек, цветов, кухонной утвари. Они замирают, едва мы на них посмотрим. И все же сладость искушения зовет и манит увидеть то, что видеть не полагается.
      Одним словом, если нельзя просто посмотреть, то хочется увидеть "хотя бы одним глазком". В этом и заключен азарт вуайеризма. И каждый из нас хотя бы раз в жизни был вуайеристом. И неважно, за чем именно мы наблюдали - за картинками на экране телевизора, целующейся парочкой в окне противоположного дома, секретаршей через щелку приоткрытой двери, - видимое чудесным образом дереализуется и одновременно насыщается особой, остро переживаемой реальностью.
      Правда, вуайеризм не всегда безобиден. Последователи Фрейда считают, что одним из важнейших фантазмов раннего детства, определяющих в дальнейшем во многом жизнь человека, является фантазм "первичной травмы". Ребенок подглядывает за занимающимися любовью родителями, и травма, нанесенная этим зрелищем, может предопределить дальнейшую жизнь ребенка. Например, он может стать ученым-исследователем, изучая законы природы, обычаи чуждых культур, или шпионом, собирая секретную информацию. Таким образом он становится "легальным" вуайеристом, реализуя в своей профессии жгучую неосознанную страсть к подглядыванию.
      Либо его страсть перерастет в хобби, и тогда он, вооружившись подзорной трубой, будет выстаивать у окна в надежде на "поживу", станет страстным поклонником порно-сайтов или любителем подглядывать за женщинами в банях и раздевалках. Потому что, не будучи сублимированным (то есть переведенным в другое "русло"), сексуальный интерес, разбуженный "первичной сценой", будет находить себе более короткое и "прямое" удовлетворение. Склонность к подглядыванию часто встречается у людей, испытывающих трудности с установлением контакта. Поэтому многие триллеры и фильмы ужасов начинаются с того, что человек (одинокий странный мужчина) наблюдает (как правило, в бинокль или подзорную трубу), как молодая привлекательная женщина принимает душ. Кошмар начинается в тот момент, когда мужчина, не умеющий завязывать "человеческие" эротико-сексуальные отношения с женщинами, пытается вступить с ней в реальный контакт (обычно это - убийство). Правила игры изменились, планы совпали, вуайерист стал участником. Мы же, люди нормальные, вмешаться не можем и дрожим у телеэкранов.
      И еще, о чем стоило бы упомянуть, это сама аура интереса, которая окружает подглядывание. Некоторые филологи возводят происхождение слова "интерес" к латинским словам inter - "между" и esse - "быть", то есть буквально - "быть между", ни там, ни здесь. Это состояние, в котором сочетается бессилие тела (которое не может вмешиваться) с могуществом души (которая видит и понимает), несет в себе, возможно, некоторое религиозное переживание. Оно касается представлений о душах и духах (которые не вмешиваются в дела людей, но видят и даже предвидят все события). Так что, подглядывающий уподобляется вездесущему духу, для которого не писаны законы и правила мира людей. Все эти соображения говорят о том, что желание подглядывания - в "слабом растворе" - присуще каждому из нас и является разновидностью любопытства - желания видеть и знать, что происходит вокруг нас. Но у здорового человека любопытство не становится навязчивым состоянием. Подтверждением этому служит и резкое снижение интереса к продолжению передач "За стеклом" не только у нас, но и во всем мире.

Кандидат философских наук Н.А.Орлова

Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ
www.trialog.ru